Самостоятельная национальность под кодом № 351
Елизавета ИЛЮШИНА.
Одной их неразгаданных загадок нашего края является судьба народа, который вошёл в историю под названием «пермская чудь». Уходя, чудь оставила много кладов. Клады эти заговорённые, «заветные»: на них наложен завет, что найти их могут только потомки чудского народа. Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца, медведя или гнома) охраняют эти клады, порой клады выходят на поверхность, да только в руки не даются.
В научной и художественной литературе изучению исчезнувшего народа посвящено немало трудов. Упоминания о «чудских городках» и «чудских селищах» сохранились в первых переписях населения Перми Великой, проведённых в 1579 году И. Яхонтовым, а в 1623-1624 годах – М. Кайсаровым. Исследователи края Паллас, Лепехин, Герги и Рычков описали такие своеобразные «древности камской чуди», как «чудские копи» в трудах академических экспедиций по Уралу и Приуралью в третьей четверти XVIII века.
«Чудскими сказами» будоражили русское воображение Блок, Клюев, Есенин, Бажов, Рерих и многие другие. Причём, как ни удивительно, но об этом народе есть упоминание даже в «Повести временных лет» Нестора: «…варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары – с полян, северян, вятичей брали дань по серебряной монете и веверице (белке) с дыма».
Также из летописей известно, что в 1030 году Ярослав Мудрый совершил поход на чудь «и победил их, и поставил город Юрьев». Сегодня это один из крупнейших городов современной Эстонии – Тарту. В то же время на территории России существует огромное количество топонимических названий, напоминающих о некогда проживавшем здесь загадочном народе, только вот самого народа нет, как будто бы и не было никогда.
По мнению некоторых исследователей, этнографов и историков, это были существа, внешне сильно напоминавшие европейских гномов. Жили они на территории России до того момента, как сюда пришли предки славян и финно-угров. На современном Урале, например, до сих пор бытуют легенды о неожиданных помощниках людей – белоглазых невысоких существах, появляющихся неизвестно откуда и помогающих путникам, затерявшимся в лесах Пермского края. Другие исследователи полагают, что чудь – это предки коми – зырян – и были они высокими, черноволосыми, со светлыми глазами. Отказавшись принимать новую веру – христианскую, они скрывались под землёй. И от долгого пребывания там приобрели светобоязнь и слабую пигментацию радужной оболочки глаз. Отсюда и название «чудь белоглазая».
О том, что эта народность существовала и на территории Верещагинского района, рассказывает легенда.
Есть на территории Бородульского сельского поселения ямы, как жилища, некогда принадлежащие народности чудь, которая долгое время проживала на этой территории, собирала грибы, ягоды, охотилась на дичь, занималась рыболовством. А когда пришли на землю чужеземцы, чудь, не желая покоряться врагу, засыпала себя в землянках, подрубив столбы, на которых держались кровли жилищ.
В то же время подтверждение верещагинской легенды мы находим и у наших соседей. Так, в Коми-округе, в районе Гайн, по рассказам исследователей и охотников, до сих пор можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой. Местные считают, что это колодцы древних жителей и ведут они в подземный мир. Воду из них люди не берут никогда.
P.S. Оказывается, что и сейчас в России живут люди, причисляющие себя к мифическому народу волшебников, – чудь. Открыв утверждённый Госкомстатом России перечень языков и национальностей РФ, мы узнаём, что в 2002 году чудь внесена как самостоятельная национальность под кодом № 351.