«Меняемся для вас!» – таков девиз ОАО «РЖД» на сегодняшнем этапе развития
Вадим АКСАРИН.
21 декабря многие жители города и района с нетерпением и явным любопытством ожидали прибытия на нашу станцию нано-поезда. «Что это за чудо такое и с чем его «едят»?», – уверен, эти вопросы волновали в минувший субботний день не меня одного. В числе остальных желающих в 11.30 прохожу положенную регистрацию. А минут через 15-20 нашу группу приглашают на экскурсию…
Вагон № 1:
услуги высокого качества
на европейском уровне
И ВОТ ОНА НАЧИНАЕТСЯ. В первом же вагоне нас любезно встречают и предлагают поудобнее устраиваться в мягких креслах. Усаживаемся: прямо над головой, на арочном потолке – интерактивная модель «Звёздное небо». Большой экран в начале вагона и с десяток – по бокам, рядом с нашими креслами, – демонстрируют нам короткометражный видеоролик о скоростном электропоезде «Ласточка» – комфортабельном железнодорожном транспорте пригородного сообщения в недалёком будущем…
Своё «боевое крещение» скоростная электричка примет в Сочи, в 2014 году, во время проведения XXI-х Олимпийских и XI-х Паралимпийских зимних игр. О комфортабельности «Ласточки» красноречиво говорит тот факт, что на её борту предусмотрены Wi-Fi-интернет и электрические розетки с напряжением в 220 Вольт, обогреваемые боковые стены, при этом каждый вагон оборудован компактной климатической установкой с усовершенствованной системой кондиционирования воздуха (а ультрафиолетовое излучение ещё и обеззараживает его).
Немаловажная отличительная особенность «Ласточки» от своих предшественников – адаптация под инвалидные коляски: теперь, наконец-то, и люди с ограниченными физическими возможностями смогут совершать полноценные и удобные переезды из одного города в другой.
Вагон № 2:
развитие скоростного сообщения
ИССЛЕДУЕМ СОСТАВ ДАЛЬШЕ. На входе во второй вагон (слева) нас встречает начальник станции (не настоящий, конечно). Между прочим, манекен одет в оригинальную форму образца 1871 года (неоднократно, кстати, реставрированную). Сразу за начальником станции – известное всем изобретение 1837 года: аппарат Морзе. Рядом – макет пассажирского паровоза П-36, первое «скоростное открытие» в нашей стране. Когда-то был самым востребованным пассажирским паровозом…
Мальчишек и девчонок увлекательный рассказ экскурсовода интересует меньше всего: они в этот самый момент восхищённо глазеют на такие реалистичные (пусть и уменьшенные) копии высокоскоростных поездов «Аллегро», «Сапсан», «Ласточка» (на снимке)… «Вот это да-а-а!», «Кла-а-а-сс!», – то и дело раздаются восторженные возгласы ребятни. Да и взрослые в своих эмоциях не стесняются: «Здорово!», «Красота!».
А появилось высокоскоростное железнодорожное сообщение в России в 2009 году. И «первенцем» на этой линии стал электропоезд «Сапсан», названный в честь одной из самых быстрых птиц в мире (обитающей в нашей стране). Пока их всего восемь, и курсируют они по двум маршрутам: «Москва – Санкт-Петербург» (на этом участке «Сапсан» развивает свою максимальную скорость – 250 километров в час, хотя способен разгоняться и до 300 км/ч) и «Москва – Нижний Новгород». В свои 10 вагонов «Сапсан» вмещает 604 пассажира…
К 2030 году протяжённость высокоскоростных железнодорожных магистралей России будет увеличена до 11 тысяч километров.
Вагон № 3:
подвижной состав
железных дорог
МЕЖ ТЕМ, НАША ЭКСКУРСИЯ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ. Теперь нашему вниманию представлены макеты пассажирских электровозов – П2К (конструкционная скорость – 160 км/ч), ЭП20 (самый новейший в нашей стране электровоз: совместная разработка немецкой компании «Siemens» и отечественного «Трансмашхолдинга», эксплуатируется при температуре от -500С до +500С, перевозит двухэтажные (да, есть в России и такие) пассажирские поезда на скоростях от 160 до 200 км/ч).
А это – самоходный универсальный путеизмерительно-дефектоскопический комплекс «Север», на ходу осуществляющий диагностику и мониторинг рельсов, контроль и оценку геометрических параметров колеи. Способен работать в северных условиях, при температуре от -500С до +400С.
Интересен и «Аэроэкспресс», предназначенный для перевозки пассажиров от железнодорожных вокзалов до аэропортов, при этом движение на всём участке проходит без остановок, преимущественно на скорости в 120 км/ч.
Не остаются без внимания и грузовые электровозы и специальная техника, внедряемая и применяемая на российских железных дорогах. Например, универсальный трактор ТМВ-1: может эксплуатироваться как на железных, так и на дорогах общего пользования. Ему по силам перемещать составы весом до 300 тонн, а зимой он ещё и превращается в снегоочистительную машину…
Вагон № 4:
развитие инфраструктуры
российских железных дорог
РЕКИ, ПЕРЕЛЕСКИ, ВОКЗАЛ, МАШИНЫ, ЛЮДИ, ПОЕЗДА… Красочно и почти по-настоящему. Это своеобразный взгляд в будущее: как будет выглядеть вокзал и прилегающая к нему территория через несколько десятков лет? Такой миниатюрной копии типичной российской железнодорожной станции грядущих лет, вне всякого сомнения, был бы рад каждый ребёнок.
На стенах вдоль потолка – фотографии, на которых запечатлена история перемен в обустройстве железных дорог в России от века к веку…
Здесь же, в порядке общего ознакомления, – скафандр космонавта, в котором выходили в открытый космос, и фрагмент метеорита из класса «обычный хондрит» – «непрошеного гостя», набедокурившего в феврале этого года в Челябинске…
Вагон № 5:
система безопасности
российских железных дорог
В НЕЁ, ПОМИМО ПРОЧЕГО, ВХОДИТ, К ПРИМЕРУ, СИСТЕМА «АВТОМАШИНИСТ». К нашей всеобщей гордости, ОАО «РЖД» признано лучшим в разработке устройств автоматического ведения поездов на мировом рынке. В настоящее время на «Автомашинист» получен патент, и система активно внедряется в управление – на сегодня более 5000 локомотивов оборудованы устройствами автоведения.
Немало средств ОАО «РЖД» направляет и на защиту экологии, уделяя этому вопросу особое внимание. Строит специальные очистные сооружения, мини-заводы по утилизации деревянных шпал, выпускает маневровые локомотивы, наносящие минимальный вред окружающей среде, закупает передвижные исследовательские лаборатории, в которых измеряются шум, вибрация, электромагнитное поле, производится анализ проб воды и почвы, взятых вблизи станций, железнодорожных полотен…
Вагон № 6:
автоматика,
телемеханика и связь
МАКЕТ КАБИНЫ МАШИНИСТА ЭЛЕКТРОВОЗА ИП1М… Рассказ о железнодорожной линии, которая делится на станции и перегоны… О светофорах, снабжённых шкафами автоблокировки… Об автоматизированных рабочих местах дежурного по станции, дежурного по сортировочной станции, поездного диспетчера… На мой взгляд, получается замечательное и подробное «введение в профессию» для тех, кто решил связать свою судьбу с железной дорогой.
Для сведения: поездной диспетчер – это одна из самых ответственных должностей на железной дороге, поскольку именно он отвечает за безопасность и за соблюдение графика движения поездов. Вы только представьте себе: перед каждым диспетчером находятся два экрана, размером 6 на 15 метров, где отображается всё, что происходит на его почти 300-километровом участке в режиме реального времени… На сегодняшний день в России 16 диспетчерских центров – по числу железных дорог в стране.
Вагон № 7:
тренажёрный комплекс
ЗДЕСЬ, ДУМАЮ, ВСЁ ЯСНО: тренажёр для отработки рациональных способов вождения поездов, а также навыков управления локомотивом в нештатных и аварийных ситуациях. Рядом – ещё один: тренажёр компании «КамАЗ», официального партнёра ОАО «РЖД». Учебное место водителя практически полностью соответствует реальному, с той лишь разницей, что управление на тренажёре заведомо сделано чуть сложнее, чем на настоящем автомобиле. С тем, чтобы потом водителю было проще управлять реальным «КамАЗом».
На призыв экскурсовода попробовать свои силы в роли машиниста поезда и водителя автомобиля охотно откликаются ребята-смельчаки. И пусть не всё у них получается с первого раза, но за то, что не тушуются – уже молодцы!
Вагон № 8:
нано-технологии
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ ОТХОДОВ АВТОПРОМА… Строительные материалы из вторсырья… Сверхпрочные бронежилеты… Кто бы мог подумать, что ко всему этому «приложила свою руку» российская компания «Роснано».
А ещё в конце вагона – универсальный радиометр, измеряющий распад веществ в организме человека за одну секунду. Желающие встают на «радиодатчик» – у всех показатели, слава Богу, в норме!
Тут же, на выходе, – Книга отзывов, которая сплошь пестрит одними восторженными отзывами. Действительно, восторгаться есть чем!
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. На этом экскурсия, продлившаяся чуть более часа, завершается. Казалось бы, какой-то жалкий час! Но он вместил в себя всю историю развития российских железных дорог – от самых истоков до инновационных технологий.