Разберёмся: кто же он, гиперактивный ребёнок?
Е.Л. ГУБАРЕВА, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 82».
В последнее время всё чаще детям ставится немного странный диагноз, трудно поддающийся описанию – гиперактивный ребёнок. Но даже сами медики и психологи порой затрудняются дать чёткое описание критериям и симптомам, по которым ставится подобный диагноз. Но, тем не менее, они есть.
В ЧЁМ ЖЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ? Прежде всего, в том, что ребёнок становится неуправляем. Во-вторых, он всё время носится и не может ничем себя занять. В-третьих, ему всё нужно сто раз повторять. В-четвёртых, иногда с ним просто невозможно справиться. И, наконец, в-пятых, он такой невнимательный, что всё пропускает мимо ушей.
Причины гиперактивности ребенка
На сегодняшний день существует достаточно много мнений по причинам возникновения гиперактивности у детей. Но самыми распространенными являются: генетические (наследственная предрасположенность); биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы); социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Как отличить гиперактивного ребёнка?
Что должно насторожить родителей в первую очередь? Неадекватность поведения и реакций ребёнка, не соответствующая возрасту или просто странная. Даже если эта неадекватность носит положительный уклон, например, опережение в развитии в физическом или интеллектуальном плане.
Кажется, в раннем развитии ребёнка нет ничего плохого, наоборот, часто это является предметом гордости родителей. Однако для самого ребёнка это может быть гораздо менее приятным и полезным, чем для его родителей. Это перегрузка, прежде всего, нервной системы ребёнка, которая может иметь отдалённые негативные последствия.
Гиперактивность ребёнка часто замечается взрослыми в дошкольном возрасте, лет с четырёх. Как правило, дома гиперактивных детей часто сравнивают со старшими братьями или сёстрами, знакомыми сверстниками (от чего они очень страдают), у которых образцовое поведение и хорошая успеваемость в школе. Родителей, как правило, раздражает их навязчивость, недисциплинированность, беспокойность, неаккуратность, эмоциональная неустойчивость. Гиперактивные дети не могут с ответственностью подходить к выполнению каких-либо поручений, помогать родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.
Со временем ситуация только ухудшается, особенно когда ребёнок идёт в школу. Возникают трудности в освоении школьной программы, отсюда – слабая успеваемость, неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, а также усиливаются нарушения в поведении. Часто именно в школе обнаруживается нарушение внимания, поскольку оно является приоритетным в процессе обучения.
Однако, несмотря на всё это, гиперактивные дети интеллектуально хорошо развиты – об этом говорят результаты тестирований. Но во время занятий гиперактивный ребёнок испытывает трудности в выполнении заданий, поскольку ему сложно сосредоточиться, организовать свою работу. Гиперактивные дети довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. Обычно их работы выглядят неряшливо, с большим количеством ошибок, которые, в основном, являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя.
Гиперактивным детям часто свойственна импульсивность, которая проявляется в том, что ребёнок часто что-то делает, не подумав, на занятиях он не может дождаться своей очереди, постоянно перебивает других, часто отвечает невпопад на задаваемый вопрос, поскольку не выслушивает его до конца. Во время игр со сверстниками часто не следует правилам, из-за чего возникают конфликтные ситуации. Гиперактивные дети из-за своей импульсивности склонны к травматизации, поскольку не думают о последствиях своих поступков.
Гиперактивный ребёнок с нарушением функции внимания несобран, не в силах самостоятельно довести выполнение задания до конца, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, которая не приносит сиюминутного удовлетворения, часто отвлекается с одного занятия на другое.
К подростковому возрасту гиперактивность у детей значительно уменьшается или исчезает. Но нарушения функции внимания и импульсивность, как правило, сохраняются вплоть до взрослого возраста. Однако при этом возможно нарастание нарушений функции поведения, агрессивности, сложностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости.
Советы родителям
В первую очередь, необходимо создать вокруг такого ребёнка спокойную, благоприятную обстановку. Общение с гиперактивным ребёнком должно также быть мягким, спокойным, поскольку он восприимчив к настроению родителей и близких ему людей.
Нужно соблюдать единую линию поведения родителей и всех членов семьи в воспитании ребёнка. Очень важно не допускать переутомления ребёнка, не стоит превышать нагрузку и усиленно заниматься с ним. Например, отдавать его сразу в несколько секций или кружков, перескакивая через возрастные группы. Всё это приведет к капризам и ухудшению поведения ребёнка.
Чтобы не допустить перевозбуждения ребёнка, очень важно соблюдать режим дня, в который входит обязательный дневной сон, ранний вечерний отход ко сну. Следует сменять подвижные игры и прогулки спокойными играми и т.д.
Чем меньше замечаний вы делаете, тем лучше. Количество запретов должно быть адекватным возрасту. Такой ребёнок очень нуждается в похвале, поэтому необходимо делать это очень часто, даже за мелочь. Но хвалить следует не слишком эмоционально, чтобы не вызвать перевозбуждения.
Старайтесь, чтобы ваши просьбы не несли сразу несколько указаний. Разговаривая с ребёнком, необходимо смотреть ему прямо в глаза. А в целях развития тонкой моторики и общей организации движений нужно приобщать гиперактивных детей к занятиям хореографией, теннисом, танцами, плаванием, каратэ.
Необходимо приобщать ребёнка к подвижным и спортивным играм – он должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, планировать игру.
Воспитывая гиперактивного ребёнка, не следует впадать в крайности: с одной стороны – проявлять чрезмерную мягкость, а с другой – предъявлять повышенных требований, которые он не в силах выполнить, в сочетании с жесткостью и наказаниями. Частая смена наказания и настроения родителей оказывает негативное влияние на гиперактивного ребёнка.
Не жалейте времени и сил на то, чтобы сформировать у ребёнка послушание, аккуратность, самоорганизацию, развить у него чувство ответственности за свои поступки, способность планировать и доводить до конца начатое.
Старайтесь всегда обсуждать с ребёнком его поведение и высказывать ему замечания в спокойной и доброжелательной форме.
Очень важно повысить у ребёнка самооценку, уверенность в собственных силах. Сделать это можно за счёт усвоения им новых навыков, успехов в учёбе и повседневной жизни.
Гиперактивный ребёнок очень чувствителен, он особо остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Таким детям иногда кажется, что родители его не любят. Такие дети больше других нуждаются в теплоте, заботе, внимании и любви – любви не за что-то, а потому, что он есть.
Желаем удачи в воспитании ваших детей!