Искать
Портал Районных и
Городских Изданий
Пермского Края
РАЙОНКА

Сайт «РАЙОНКА» знакомит вас с публикациями районных газет Пермского края. Районным газетам ресурс дает возможность организовать собственный аккаунт и создавать дайджесты самых последних новостей.

Заря

«Заря», муниципальная районная газета
МУП «Редакция газеты «Заря»

Главный редактор - Солдатикова Марина Валентиновна
Адрес:
617120, г. Верещагино, ул. К. Маркса, 58-50
Тел/факс: (34254) 3-18-54, 3-17-59, 3-16-45
E-mail: rgzarya@gmail.com  

Пояса-обереги

Любопытные экспонаты краеведческого музея

 

В Верещагинском музее имеется большая коллекция старинных поясов. Казалось бы, ну и что в них такого? Перевязался поясом, чтоб нигде не поддувало или брюки не сползали – и вперёд! Но, оказывается, для людей пояс издавна был магическим предметом.

Мужчине находиться на людях без пояса считалось крайне неприличным. «Распоясать человека» означало обесчестить его. Вообще, ношение пояса и для мужчин, и для женщин было обязательным, при этом пояс часто носился на теле, так как вместе с нательным крестом он давался христианину при крещении. Этот пояс носили до кончины и не снимали даже в бане. По некоторым поверьям, ходить без пояса было так же «грешно», как и без креста. Отсюда и пошли меткие народные выражения: «Совсем бесстыжий, распоясался!».
Изготовлением поясов занимались в Верхокамье. Их часто выставляли на продажу, но только в старообрядческой среде пояса делали исключительно для своих нужд. Изготавливали их тремя способами: плели руками, вязали спицами или ткали на топках – специальных деревянных дощечках. Тканые пояса бывают двух видов: выкладные (на них изображён орнамент) и именные (на них вытканы слова или буквы). Особенный магический смысл придавался именным поясам, тексты выполняли функцию оберегов. На наших поясах встречаются тексты с надписями: «Ково люблю, тово дарю», «люблю сердечно, дарю навечно», «сей поесь носить, не терять, любить, не забывать». На многих вытканы даты – «1907», «1937».
Большое внимание уделялось расцветке пояса. Красные тона имеют особую магическую ауру: такой оберег считался наиболее сильным. Именно поэтому наибольшее распространение получили всевозможные пояса красного цвета, ношение которых должно было символизировать силу, долголетие, жизнестойкость их владельца.
Пояс играл важную роль во время молитвы, в свадебных и похоронных обрядах. Он должен был защитить человека от влияния внешних тёмных сил, создавал магический круг. Люди верили, что можно повредить человеку, свершив над его поясом колдовские заклинания. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины: «А от всех колдунов и от всякой порчи носят на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство». Пояс употреблялся в заговорах от болезни. Например, больной лихорадкой шёл в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье». После чего перевязывал осину своим поясом. Существовал обряд входа в новый дом: хозяин входил первым, а потом втягивал поясом в дом всех членов семьи. Девушки на поясе гадали о своем суженом. На ночь привязывали к нему замок, запирали его и ключ клали под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня». Под Новый год хозяйки связывали попарно бытовые и хозяйственные предметы по примете: в наступающем году всё в доме будет удваиваться, прибавляться. Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется.
Верили в магию пояса и во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права отказать ему. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах. Во время сватовства на полу перед невестой клали красный пояс в виде круга, и если невеста была согласна на брак, она прыгала с лавки в середину круга.
Древность многих поясов объясняется тем, что на Руси они служили родительским благословением и передавались по наследству из поколения в поколение.
В наше время пояса утратили своё смысловое назначение. Однако в Верхокамье искусство тканья поясов продолжается. И в наши дни в селе Сепыч создаются обереги, имеющие многовековую историю. Сохраняя традиции в технике тканья, композиции рисунка, мастерицы используют современные нити – мулине, синтетику, получают новые цветовые гаммы.
Со времени возникновения поясов прошли столетия. Люди давно перестали верить в их магические силы, при всём том с удовольствием продолжают носить их как удобный и модный аксессуар.

Страницы -



.
Яндекс.Метрика