Мария Ивановна ЛЕОНТЬЕВА.
Одна из улиц нашего города носит фамилию Юлия Викентьевича Рудого. Каким человеком был Юлий Викентьевич? Об этом осталось не так уж и много сведений.
Практически все документы той поры были уничтожены при отступлении Колчака, а в 20-30-е годы прошлого века исчезли и в архивах ВЧК. Сохранился единственный документ, имеющий отношение к начальнику Омской железной дороги, – справка из архивов КГБ. Есть упоминание об этом человеке ещё в нескольких источниках, причём в одном из них Рудый упомянут как Юлий Викентьевич, а в других – как Юрий Викентьевич.
«Рудый Юлий Викентьевич. Родился в 1887 году в городе Лида. Белорус. Б/п, бывший член ВКП(б). Образование среднее. Заместитель начальника Центрального грузового управления НКПС. Проживал в Москве: ул. Спиридоньевская, д. 18/20, кв. 7.
Арестован 29.08.1937 г. Приговорен ВКВС СССР 14.02.1938 г. по обвинению в секретном сотрудничестве с жандармским управлением и выдаче подпольной типографии с революционно настроенными рабочими. Расстрелян 15.02.1938 г. Реабилитирован 26.05.1956 г.».
Крупный советский деятель
В апреле 1987 года в Верещагинский краеведческий музей пришло письмо из города Люберцы Московской области от дочерей Ю.В. Рудого. Они обращались с просьбой отпраздновать юбилей их отца, который отмечался накануне 70-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции.
Интрига заключалась в том, что дочери не располагали, практически, никакими архивными данными о своём отце. Ведь в лихие для страны годы было опасно хранить документы и фотографии репрессированных. Рудый, хотя и являлся крупным партийным и хозяйственным деятелем советской эпохи, но в 1937 году был расстрелян как враг народа. Не помогло даже то, что за год до своего ареста его наградили орденом Ленина. В том же 1936-м году Рудый написал в центральную газету «Гудок» статью о бывшем наркоме путей сообщения – Ф.Э. Дзержинском, вместе с которым он работал.
Юлий Викентьевич Рудый принадлежал к революционной элите. В советскую эпоху он достиг необычайных высот в партийной карьере и смог добиться признания и уважения среди людей. Вся его жизнь, так или иначе, связана с железной дорогой.
Юный марксист
Родился Юлий Викентьевич 24 июня 1887 года в городе Лида Виленской губернии. После смерти своего отца Юлий поступил учеником в слесарные мастерские станции Сарны Юго-западной железной дороги. Но в 1905-м, за участие в забастовочном движении, его уволили из депо.
Спустя некоторое время он устраивается слесарем на станцию Иннокентьевская Сибирской железной дороги, но и отсюда его уволили за организацию революционного подполья. Однако именно здесь Рудый знакомится с марксистами. Он много читает, участвует в распространении нелегальной литературы, познаёт азы революционной борьбы.
В эти годы у молодого рабочего сформировались революционные взгляды, и он сознательно влился в классовую борьбу. За Рудым зорко следила царская жандармерия. Его даже отправили отбывать воинскую повинность, но и после службы он не оставил революционную деятельность.
В 1908 году на станции Вознесенская появился высокий парень с рыжеватыми волосами и острым взглядом. Молодой человек устроился слесарем в паровозоремонтное депо. Юлий сразу же становится своим среди рабочих, а потом и вожаком деповцев. За ним неустанно следят станционные жандармы, которые отлично знают о его подпольном прошлом.
Из воспоминаний токаря-арматурщика Анатолия Ильича Щукина: «Вот здесь я познакомился с Рудым, он работал слесарем. Его верстак находился в углу механического цеха. Я с ним крепко подружился. Надо сказать, что Рудый был чутким к нуждам рабочих, всегда им помогал по производственным делам. Проводил разные беседы об улучшении жизни и заработной платы. Особенно Рудый был против всяких сверхурочных часов и вечерней работы. Он очень любил посещать библиотеку, где вечерами собирались рабочие разных возрастов. Приходил сюда и местный священник Григорий Орлов. Молодой слесарь часто рассказывал о жизни рабочих других заводов, эту информацию он черпал из газет и передавал её своим знакомым и друзьям, тем, с кем вместе работал. Он жил со своей семьёй на главной улице в частном доме. И мы – молодёжь – любили приходить к нему и часто собирались там. Приходили к Рудому и его друзья – А. Воронкин, И. Онучин, П. Колпаков, М. Горбунов, братья Игошины. По инициативе Рудого на окраине станции был организован народный дом. Первым председателем этого заведения стал молодой революционер. Здесь на сцене часто играли спектакли и устраивали разные вечера».
От вожака рабочих до крупного партийного деятеля
В своих воспоминаниях Щукин утверждает, что Рудый приобрёл абсолютный авторитет среди рабочих депо. Он обладал удивительной способностью полагаться на людей и свои силы. Это была цельная натура, свято верившая в светлое будущее – коммунизм.
В депо Юлий Викентьевич организовал добровольную пожарную дружину и возглавил её. Сделал он это с тем, чтобы, усыпив бдительность жандармов, установить контакты с Пермским комитетом РСДРП. Со временем Рудый стал настоящим предводителем верещагинских рабочих-железнодорожников. В 1917 году, когда рабочие узнали о революционных действиях в Питере, то и на станции Верещагино был совершён военный мятеж. Рудый стал организатором новой власти. Вскоре его избирают председателем исполнительного районного железнодорожного комитета. В тридцать лет Юлий Викентьевич назначается председателем комитета Пермской железной дороги. В то же время, по решению Пермского губернского комитета, становится членом военной коллегии по вопросам организации и руководству железнодорожными отрядами, формировавшимися для борьбы с контрреволюцией и белочехами.
В 1918 году Ю.В. Рудый вступает в партию большевиков, с которой связывает всю свою оставшуюся жизнь. Со временем он становиться видным партийным деятелем. В годы Гражданской войны Рудый командовал красногвардейскими отрядами железнодорожников, которые отправлялись на подавление контрреволюционных выступлений белочехов. Затем он становится начальником охраны Пермской, Омской и Томской железных дорог. Под его руководством была совершена эвакуация белочехов из страны Советов. Позднее он назначается комиссаром Омского округа. В это время Рудый жил «на колёсах», много ездил по Сибирской железной дороге в вагоне бывшего главнокомандующего – адмирала Колчака. Партия большевиков поручила ему тяжёлую миссию – наводить на этом участке порядок. Юлий Викентьевич помогал своим землякам, которые находились в плену у белых. Об этом вспоминала верещагинская телеграфистка Лиза Колчанова, которую он сумел освободить из неволи.
С 1920 по 1925 годы Рудый занимает должность директора железных дорог Донбасса и Украины. По поручению советского правительства он налаживал поставку паровозов для молодого государства из Швеции и Германии. В 1924 году Рудый возглавил советскую делегацию на железнодорожном съезде в Париже.
Юлий Викентьевич Рудый прошёл славный путь от простого слесаря верещагинского депо до видного государственного деятеля. До 1930 года он работал заместителем наркома путей сообщения советского правительства. А в 1930 году правительство направляет его руководителем Китайской Восточной железной дороги (далее – КВЖД), где японские милитаристы и китайские бандиты часто нападали на железнодорожные станции, то и дело провоцируя инциденты. КВЖД была в то время самой опасной и тревожной, поэтому её считали фронтовой.
Пять лет Рудый руководил КВДЖ, тщательно защищая интересы Советского государства. В 1935 году он становится председателем научно-технического Совета при наркомате путей сообщения.
Незримая нить с земляками
Юлий Викентьевич был блестящим оратором и публицистом. Одно время работал ответственным редактором журнала «Железнодорожное депо». В своих речах и статьях он пламенно утверждал, что только бесперебойная работа железнодорожного транспорта выведет страну из нищеты и разрухи. Только железная дорога сможет обеспечить подъём её экономики. И он много сделал для технического перевооружения железнодорожного транспорта, внедрения новшеств и изобретений в этот сложный «транспортный механизм». И при этом нет никаких подтверждений того, что он окончил какое-то учебное заведение. Очевидно, Ю.В. Рудый от природы обладал незаурядными способностями, смекалкой хозяйственника и талантом руководителя.
При всём при этом Юлий Викентьевич находил возможность не терять связи с земляками – об этом свидетельствуют воспоминания А.И. Щукина, который рассказывает, как верещагинцы в 1928 году были в гостях у Рудого в Москве, и о том, как он их гостеприимно принимал.
По инициативе Ю.В. Рудого в Верещагино началось строительство клуба имени Октябрьской революции. Новое величественное здание строила вся станция. По телеграфу Юлий Викентьевич постоянно интересовался, в чём нуждаются строители, тут же отдавал распоряжения о доставке недостающих строительных материалов и необходимого оборудования. При его содействии в клуб были приобретены новая мебель и инструменты для духового оркестра. Позже его избрали Почётным председателем правления клуба имени Октябрьской революции. Впоследствии клуб был переименован в Дом культуры железнодорожников.
В год 50-летия Великой Октябрьской революции исполнительный комитет городского Совета решил назвать одну из верещагинских улиц именем Ю.В. Рудого. В 1987 году, в день его 100-летия, на здании Дома культуры железнодорожников была торжественно открыта памятная доска. На церемонии присутствовали дочь и внучки Юлия Викентьевича.
Преследования семьи
После ареста Ю.В. Рудого его семья пережила все «прелести» сталинских репрессий. Как и многие советские люди, члены семьи Юлия Викентьевича подверглись в то время жестким гонениям. Только благодаря сильной воле, унаследованной от отца, дети смогли пережить трудности и невзгоды лихолетья. Семью Юлия Викентьевича на 15 лет выслали в город Киров. Его сын был арестован, снят с работы и три года провёл в заключении (после реабилитации отца восстановлен в партии, работал секретарём парторганизации авторемонтного завода). Две его дочери не смогли доучиться и вынуждены были идти работать.