Искать
Портал Районных и
Городских Изданий
Пермского Края
РАЙОНКА

Сайт «РАЙОНКА» знакомит вас с публикациями районных газет Пермского края. Районным газетам ресурс дает возможность организовать собственный аккаунт и создавать дайджесты самых последних новостей.

Заря

«Заря», муниципальная районная газета
МУП «Редакция газеты «Заря»

Главный редактор - Солдатикова Марина Валентиновна
Адрес:
617120, г. Верещагино, ул. К. Маркса, 58-50
Тел/факс: (34254) 3-18-54, 3-17-59, 3-16-45
E-mail: rgzarya@gmail.com  

Человек противоречий

В этом году исполняется 170 лет со дня рождения
русского художника-баталиста В.В. Верещагина


Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце, в семье помещика. В возрасте девяти лет он поступил в морской кадетский корпус. Окончив это заведение, зачислился на службу, но вскоре вышел в отставку и поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился с 1860-го по 1863-й годы.

Василий Васильевич был неординарной личностью, много путешествовал: наверное, поэтому, после трех лет обучения, уехал на Кавказ. Потом жил то в Париже, то снова возвращался на Кавказ. Лишь весной 1866 года художник вернулся на родину, чтобы завершить своё официальное обучение.
После окончания академии Василий Васильевич принимает приглашение К.П. Кауфмана, Туркестанского генерал-губернатора, состоять при нём художником. И в мае 1868 года приезжает в Самарканд, после взятия его русскими войсками. Здесь Верещагин получил своё первое боевое крещение, выдержав с горстью русских воинов тяжёлую осаду города восставшими местными жителями. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему Орден Святого Георгия 4-го класса, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и впоследствии даже отказался от чина и звания профессора Академии художеств.
В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда – в Париж, а затем – снова в Петербург. В 1869 году он, при содействии Кауфмана, организует в Москве «Туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. В 1873 он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Весной 1874 года состоялась выставка в Петербурге. Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также и в Тибет. Весной 1876 года художник возвращается в Париж.
Узнав в 1877 году о начале русско-турецкой войне, он тотчас же отправляется в действующую армию. Художник участвует в некоторых сражениях. В июне 1877 года Верещагин просится в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Во время атаки на турецкий пароход их обстреляли турки, и шальная пуля пробила ему насквозь бедро. Ранение было серьёзным, но после операции Василий Васильевич быстро пошёл на поправку.
В 1882-1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. В 1884 году едет в Сирию и в Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.
В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 году – США и Кубу, в 1903-м – Японию.
Летом 1894 года Василий Верещагин с семьёй путешествует по Пинеге, Северной Двине, Белому морю и посещает Соловки.
Когда началась русско-японская война, он поехал на фронт. Погиб В.В. Верещагин под Порт-Артуром, 31 марта 1904 года, вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск».
Верещагин – художник легендарной судьбы и славы. Для современников – как на родине, так и в Европе – он был не только выдающимся живописцем, но и отчаянным революционером, который не считался с общепринятым мнением как в жизни, так и в творчестве. Он был выдающимся талантом и отличающейся от других натурой. Быть может, как натура, он даже значительнее и грандиознее, чем, как талант.
Верещагин жил как бы вопреки всему, что представлялось неизбежным и установленным. Это был человек эгоцентрического склада, откровенно позволявший себе в словах и в поступках не считаться с окружением и обстановкой. Неудобный человек в общении, резкий до надменности, изменчивый в настроениях, непредсказуемый в действиях. Нервный, импульсивный, необыкновенно активный.
Верещагин увидел весь мир, потому что всю свою жизнь провел в путешествиях. Для него как будто не существовало границ. Как офицер, он принимал участие во всех военных действиях, которые вела в то время русская армия, – в Средней Азии, на Балканах и в Японии. Это человек громадной энергии, несокрушимой воли, незаурядной отваги и мужества, разнообразных умений, привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе.
Верещагин никогда не писал по заказу, не склонялся на просьбы и увещевания, от кого бы они не исходили – от властей, от критиков или от публики. Человек обостренного до болезненности чувства достоинства, он более всего боялся потерять независимость. Верещагин не искал поддержки от власть имущих и, вообще, избегал общения с важными персонами, поскольку знал за собою особенность быть дерзким и даже грубым против воли. «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным», – Верещагин всю жизнь был верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими.
В русском искусстве он стоит особняком. У него нет непосредственных учителей и прямых последователей. Он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению или кружку, не ищет и не принимает ничьих наград.
Верещагин – один из наиболее убежденных поборников «тенденции» в искусстве. Отсутствие в картине идеи, мысли, морали или недостаточно яркая их выраженность грозит, по его суровому приговору, низвести картину «до фешенебельной мебели». «Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере, только для этого я их и пишу, - говорил В.В. Верещагин.

 

При подготовке материала
использована литература:
«Верещагин, русские живописцы//
Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона» (82 т.); «Жизнь
и смерть В.В. Верещагина», Я.В. Брук.

Страницы -



.
Яндекс.Метрика