Искать
Портал Районных и
Городских Изданий
Пермского Края
РАЙОНКА

Сайт «РАЙОНКА» знакомит вас с публикациями районных газет Пермского края. Районным газетам ресурс дает возможность организовать собственный аккаунт и создавать дайджесты самых последних новостей.

Заря

«Заря», муниципальная районная газета
МУП «Редакция газеты «Заря»

Главный редактор - Солдатикова Марина Валентиновна
Адрес:
617120, г. Верещагино, ул. К. Маркса, 58-50
Тел/факс: (34254) 3-18-54, 3-17-59, 3-16-45
E-mail: rgzarya@gmail.com  

80 лет традиций и опыта.

Уважаемые коллеги, ветераны училища!


Примите искренние поздравления
с 80-летним юбилеем училища!
Желаем вам и впредь давать путевку в жизнь
востребованным профессионалам! Коллектив
признателен всем нашим ветеранам за достойный вклад
в развитие училища. Всем успехов, здоровья,
благополучия, реализации намеченных планов!


Администрация ПУ-61.


Сквозь время и судьбы

История железнодорожного училища

В начале 30-х годов прошлого столетия перед молодой Россией возникла острая необходимость транспортного обеспечения развития промышленности. Все отчетливо понимали: на огромных территориях сделать это без железнодорожного транспорта невозможно. Как воздух нужны кадры. Для решения проблемы Министерством путей сообщения создается сеть школ фабрично-заводского ученичества. Так, 1 декабря 1931 года на базе Верещагинского паровозного депо было открыто ФЗУ. Это событие стало первой страницей 80-летней истории училища.

Коллектив мастеров и преподавателей подбирали из наиболее грамотных, опытных работников депо и станции, а возглавить школу поручили Даниле Петровичу Политову (1931-1933 год).
В первом наборе были группы: две по 25 человек - помощники машинистов паровоза; две группы - слесарей по ремонту паровозов и одна группа телеграфистов (25 человек).
В 1935 году было построено общежитие барачного типа на 100 человек по улице Ульяновской рядом со школой № 121. Увеличилось число учебных классов, и процесс обучения начал принимать устойчивую, системную форму.
На базе Верещагинской школы ФЗУ было создано ремесленное училище, ему был присвоен порядковый номер ЖУ №1. Эти преобразования привлекли большие изменения. Срок обучения увеличился до трех лет, требовалось готовить из учащихся высококвалифицированных рабочих.


Начавшаяся Великая Отечественная война
коренным образом изменила жизнь и работу училища. Ушли на фронт военрук А.Г. Каргашин, мастера производственного обучения В.В. Бояршинов, С.В. Чазов, В.С. Шилов, преподаватель А.К. Бородин и другие. Главной стала задача: «Все для фронта, все для победы!». В училище начали готовить слесарный инструмент для ремонта техники. Под руководством мастеров производственного обучения В.Г. Леушина, В. Балуева, И.Г. Краевского учащиеся успешно выполняли фронтовые задания по ремонту подвижного состава. В свои 15 лет пацаны заменили кадровых рабочих, ушедших на фронт.
Фронтовые бригады пополнялись выпускниками железнодорожного училища. В 1942 году было выпущено 60 помощников машинистов, 90 слесарей-паровозников, 69 слесарей-вагонников. Это давало новые силы, каждая пара рук была остро необходима, даже если руки эти были поначалу не слишком умелые. 275 верещагинских мальчишек заняли рабочие места.
Начавшаяся в 30-е годы электрификация Свердловской магистрали, прерванная войной, полностью завершилась лишь в начале 60-х годов.
Примечательно, что первую пробную поездку на электровозе по участку Пермь–Верещагино выполнил выпускник училища 1943 года В.С. Попов. В 1961 году железнодорожное училище №1 начало проводить набор в группу помощников машинистов электровоза. Группа состояла из 25 человек. Все учащиеся имели среднее образование, были ребята и после армейской службы.


60-е годы 20 столетия явились началом расцвета системы профтехобразования в СССР. Многие учащиеся железнодорожного училища в период учебы приобщаются к творческой технической работе. По изучаемым предметам программного материала они создают наглядные пособия. Только в 1964 году под руководством мастеров производственного обучения учащиеся изготовили около 100 наглядных пособий, из них 29 макетов, 48 моделей, 26 схем. К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина была открыта выставка технического творчества из 77 экспонатов, изготовленных руками учащихся и мастеров производственного обучения.
В 1962 году, выступив на областном смотре, акробатическая группа заняла первое место и получила право на участие во Всероссийском смотре художественной самодеятельности в Москве.
Можно так же долго перечислять все спортивные и другие творческие успехи училища.
В 1961 году из здания барачного типа училище переезжает во вновь построенный учебный корпус. Прекрасные учебные аудитории, спортзал, общежитие и столовая по улице Карла Маркса, 2. В связи с электрификацией и изменением профориентации по подготовке рабочих кадров для железной дороги изменяется и сам учебный процесс.
В 1963 году железнодорожное училище № 1 было преобразовано в ГПТУ № 11. С этого времени учащиеся, которые были приняты в училище на базе восьмилетнего образования, по окончанию его, кроме диплома о получении профессии, получали аттестат о среднем профессиональном образовании. Можно долго перечислять спортивные успехи, успехи художественной самодеятельности.


С развитием научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте и ростом грузооборота в 70-80 г.г. потребовались кадры по управлению процессом перевозок, поэтому в 1973 году ТУ-11 объявляет прием на специальности «дежурный по станции». Для обучения по этой специальности принимались и девушки, и юноши, имеющие среднее образование. Первая группа дежурных по станции была укомплектована в составе 30 человек.
Мечта о строительстве спортивного зала зародилась в железнодорожном училище сразу после окончания войны. И 26 октября 1975 года был пущен в строй спортивный корпус.
А в мае 1973 года произошло переименование ГПТУ № 11 в ТУ № 11.
Важным событием было открытие лаборатории–тренажера, которую коллектив технического училища ждал давно, с ним преподаватели и учащиеся связывали большие надежды.


К 50-летию училища, в 1981 году, по крупицам был создан музей. Создан руками людей, проработавших в училище многие годы. Создателем музея были Тамара Яковлевна Рябцовских и Петр Филиппович Колчанов. А сейчас их дело продолжает и бережно хранит Юрий Викторович Бородулин.
В 1988 году состоялось открытие памятника паровозу - тоже очень памятное событие.
В 1986 году впервые с территории Верещагинского района выехал первый стройотряд СПТУ-11.
В 1989 году вышла в свет книга Николая Петровича Прозорова «На главном ходу». Знаменательной стала дата 1987 года, когда учащиеся СПТУ-11 оказывали помощь в строительстве детского сада № 82.


В 1990-1991 годах произошло объединение 3-х учебных заведений системы НПО в одно, которое и получило название СПТУ-61.
Объединились три педколлектива, с разными устоями, порядками, взаимоотношениями. Училище стало многопрофильным, появилось уже три отделения: железнодорожное, строительное, швейное. Вновь образовавшееся учебное заведение сохранило и преумножило традиции, заложенные ранее в железнодорожном училище. Были оборудованы швейные, строительные, сварочные мастерские. Открылись группы художников, строителей, операторов ЭВМ, поваров.


В 2010 году училище достойно прошло аккредитацию. Большой востребованностью на рынке труда пользуются железнодорожные специальности. И набор в училище проходит с этим учетом.


В настоящее время училище готовит для подразделений Пермского региона дороги помощников машинистов, машинистов локомотива, слесарей по ремонту подвижного состава, возобновило подготовку проводников на железнодорожном транспорте, электромонтеров тяговой подстанции. Выпуск специалистов в 2012 году составит 85 человек.
И со всей этой огоромной, ответственной задачей успешно справляется педагогический коллектив училища. В нем работают специалисты своего дела, которые выбрали для себя трудную профессию – готовить рабочие кадры для страны. За творческое отношение к исполнению своих обязанностей, за высокую квалификацию 15 преподавателей и мастеров производственного обучения отмечены званиями «Заслуженный работник», «Отличник профтехобразования», «Почетный работник НПО» и другими.
Сегодня стране по-прежнему очень нужны профессиональные рабочие кадры. И среди них – железнодорожники. За 80 славных лет более 14 тысяч железнодорожников вышли из стен училища. В нашем городе – это самая многочисленная армия и мы гордимся этим. Замечательно, что наш город стоит на железной дороге, по которой день и ночь стучат и «диктуют колеса вагонные». Училище гордится тем, что многие составы ведут его выпускники и на железной дороге работают тоже его выпускники!


Училище живет и действует, история его продолжается!


Директора училища


Всегда важно, кто руководит любым трудовым коллективом. Понятно, что это должен быть человек инициативный, творческий с лидерскими качествами, умеющий взять ответственность на себя, быть на порядок выше подчиненных по своей грамотности, самодисциплине и трудолюбию.

Училище может гордиться тем, что оно создавалось, крепло и развивалось под руководством таких лидеров. Каждый из директоров училища считал и считает его своим вторым домом, прекрасной и незабываемой страницей жизни.
Ими вложено много сил и здоровья, знаний и творчества в развитие такого важного для района учебного заведения. Это благодаря их умелому руководству училище продолжает жить, является известным и востребованным среди молодежи.


Политов Данил Петрович (1931-1933 год) -
первый, кто возглавил ФЗУ.
Сафрон Мокрушин - бывший машинист паровоза (1933-1939)
Игорь Петрович Игнатьев (1939-1954)
Алексей Васильевич Летошнев (1954-1971)
Виктор Иванович Широглазов (1971-1978)
Олег Всеволодович Масленников (1978-1986)
Ида Миновна Ефремова (1986-1987)
Юрий Петрович Тиунов (1987-1990)
Валерий Анатольевич Ругалев (1990-1991)
Юрий Григорьевич Старков (1991-2000)
Тамара Ефимовна Молдованова (2000-2009)
Лариса Петровна Морозова, директор с 2009 года и по настоящее время.
 

 
Начало всех начал

Юбилей, круглая дата – это не просто слова, это черта, этап жизни, под которой подводят итог прожитых лет или знаменуют начало чего-то нового. 80 лет ТУ-11 – это целая человеческая жизнь. Сегодня мы, работники подменного пункта локомотивных бригад, выражаем свою искреннюю благодарность тем, кто преподавал в училище, тем, кто воспитал целую плеяду железнодорожников, которые заложили фундамент благополучия нашей компании ОАО РЖД на Пермском отделении. Компания ОАО РЖД на данный момент занимает четвертое место в России по объему реализации продукции. В Верещагино железнодорожник - одна из самых престижных профессий. И неудивительно, что молодые люди, стремясь овладеть одной из них, поступают учиться в ПУ-61.
Теперь на месте бывшего здания училища установлен памятник паровозу ФЭД. На самом видном, возвышенном месте он служит напоминанием всем проходящим поездам, что здесь - начало всех начал. Именно отсюда многие машинисты начали свой трудовой путь. И приходят воспоминания молодости, годы счастья, желаний, возможностей, порой, разочарований. Но пока мы здесь, будьте уверены, что реализуем те знания, которые еще зелеными юнцами получали от вас.
 

С уважением и благодарностью,
выпускники ТУ-11 коллектива подменного пункта
локомотивных бригад.

 

На стыке традиций и династий


Виктор Иванович ШИРОГЛАЗОВ, бывший директор училища, ветеран железнодорожного транспорта.


Очень горжусь тем, что лучшие страницы моей жизни связаны с железнодорожным училищем. Я был его выпускником, затем мастером производственного обучения, преподавателем спецдисциплин, в 1971-1978 г.г.- директором. Я счастлив, что мне пришлось работать с замечательными людьми, о которых до сих пор вспоминаю с благодарностью. Мне близка и дорога история училища. Поэтому и хорошо знакома.
В юбилей мне хочется поделиться своими воспоминаниями. И прежде всего - о его традициях и о тех династиях, которые приносили училищу славу и известность. К примеру, машинисты Летошневы. Семь сыновей бывшего директора училища Алексея Васильевича Летошнева, в течение 18 лет возглавлявшего коллектив, прошли замечательную школу обучения и воспитания.
В апреле 1974 года была установлена областная премия трех степеней имени рабочей династии железнодорожников Каменских. Шесть братьев Каменских получили путевки в жизнь в коллективе Верещагинского железнодорожного училища. Более ста лет – таков общий стаж вождения поездов братьев Каменских. Их труд отмечен почетным званием лауреата Государственной премии, орденами Ленина и другими высокими наградами. Их дети и внуки и по сегодняшний день трудятся на железнодорожном транспорте.
История училища была бы далеко не полной без упоминания роли в воспитании учащихся Тамары Яковлевны Рябцовских, заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Она на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1943 года, отдавала всю себя делу воспитания учащихся через организацию художественной самодеятельности. Многих добрых слов в свой адрес заслуживают В.П. Холкин, В.М. Вьюгов, В.Г. Дудин, Ю.В. Бородулин.
За свою многолетнюю историю училище неоднократно переезжало из помещений барачного типа в более современные типовые комплексы. Менялись его названия: ФЗУ – 1931-1939 г.г., ЖУ №1 – 1940 г., ГПТУ № 11 – 1963 г., ТУ №11 – 1973 г., СПТУ №11 – 1990 г., ПУ №61 – с 2000 г. и по сей день, но суть оставалась одна – подготовка кадров для железнодорожного транспорта. Выпускники училища успешно трудятся на многих участках железной дороги.
И многие мастера производственного обучения, как правило, - выпускники училища, и значительная часть директоров - тоже его выпускники.


Выражаю глубокую благодарность и признательность всем бывшим коллегам – ветеранам по совместной работе в училище. Особо хочется поблагодарить сегодняшний, значительно обновившийся педколлектив, администрацию, профсоюзный комитет за то, что не утеряны и преумножены традиции старших поколений.


Поздравляем с 80-летием
со дня образования железнодорожного училища
всех, кто вложил немало сил, знаний и здоровья
в его создание и развитие, всех выпускников,
выбравших профессию железнодорожника,
всех, кто сегодня здесь учится, весь ныне
действующий коллектив! Желаем всем
крепкого здоровья, счастья, благополучия!
Пусть без помех и вынужденных остановок
от станции к станции мчится ваш поезд!


Совет ветеранов ПУ-61.


 Училище наше родное

Поздравляем с юбилеем родное железнодорожное отделение и в целом все училище с юбилеем!
Здесь мы получаем не только знания и профессию, но и путевку в жизнь. Нам нравится в училище, но хотелось бы больше различных секций. Было бы здорово, если бы обновился и разнообразился спортивный инвентарь – покруче, одним словом. Тогда училище наше точно будет лучше всех! Желаем всего наилучшего всем, кто здесь учился и учится, работал и работает!

Гр. 31 п/м.


Без сомнения, училище дорого всем, кто учился и учится в нем. Несмотря ни на что, оно стоит и будет стоять еще много лет, потому что здесь работают замечательные люди, профессионалы своего дела. Они учат нас, непослушных и порой дерзких, спокойных и внимательных, активных и талантливых, но все же детей. Это - наш второй дом, в котором и друзья, и любимые преподаватели, и заботливые мастера, с которыми не скучно и всегда интересно.
В училище проходят замечательные концерты, в которых принимают участие талантливые ребята и педагоги. Спасибо вам большое, преподаватели и мастера, повара и работники училища! Особая благодарность руководству училища.

Операторы связи, 3 группа.

Учиться здесь мне очень нравится, не пожалела, что сюда пришла, хорошие преподаватели, очень дружные студенты. Особенно нравится, когда проводятся самые различные мероприятия. В общем, мы здесь - как одна семья!

Таисия Пепеляева, 39 эвм группа.

В целом об училище можно сказать только хорошее. Оно преображается, становится совершенней. Здесь все делается для подготовки грамотных специалистов.

А.В. Шатров, 3 группа операторы связи.



В училище прикольно, много знакомых, с кем можно пообщаться. И наставники у нас замечательные!

Вячеслав Акулов, 11 гр. помощников машиниста локомотива.


Всем влюбленным в труд нелегкий


С.Л. СЕСЮНИН, заместитель директора училища по учебно-воспитательной работе.


История нашего училища, старейшего и единственного в районе учебного заведения НПО, неразрывно связана с историей города и района. Она богата яркими событиями, знаменательными датами, богатыми традициями. Но прежде всего – людьми, которые делами и делают эту историю.

В славный юбилей необходимо вспомнить людей, посвятивших свои жизни делу подготовки молодых кадров, становлению училища, вложивших в него душу и сердце.
Виктор Иванович Широглазов - выпускник, мастер производственного обучения, директор училища, человек для которого училище по-настоящему стало родным. Ему удалось создать в коллективе климат творческой инициативы, высокой ответственности за качество работы, строгой дисциплины. Именно в эти годы появились лаборатории – тренажеры электровоза, по автотормозам, электромонтажная, что дает реальное представление в обучении профессии. Благодаря активному руководству сбылась мечта бывшего директора А.В. Летошнева – в училище был построен спортивный корпус.
Поражает оптимизм этого человека, его жизнелюбие, умение во всем видеть хорошее. Его и сейчас часто можно видеть в училище, в жизни которого он активно участвует.
Колчанов Петр Филиппович - выпускник училища, мастер производственного обучения, старший мастер.
К сожалению, этого человека уже нет рядом с нами, но невозможно не вспомнить его добрыми словами.
Всегда подтянутый, энергичный, целеустремленный, прекрасно знающий свое дело, имеющий звания Отличника профтехобразования, Заслуженного работника профтехобразования РСФСР и СССР. Это был человек, без которого в училище ничего не двигалось и не крутилось. Благодаря его усилиям появилась Выставка технического творчества, которая до сих пор является гордостью училища. Его влюбленность в выбранную профессию до сих пор вызывает большое уважение, искреннюю признательность за его труд.
Виктор Михайлович Вьюгов – выпускник училища, мастер производственного обучения, ветеран труда.
Виктор Михайлович был мастером в группах слесарей-вагонников. Ребята в этих группах были очень сложные, и это еще больше характеризует его как большого профессионала своего дела. За время его работы в этих группах всегда был порядок. Строгий, уважающий точность, исполнительность, ответственность и порядочность в людях. Человек, который умел делать все. Недаром его называли «Мастер – золотые руки». Не было ни одного кабинета в училище, где бы эти руки не нашли применение. Его модель Лунохода побывала на выставке в Финляндии. Заядлый охотник, рыбак, прекрасный семьянин. Его верный друг, надежный тыл, его палочка-выручалочка, жена - Нина Аркадьевна, также очень много лет отработала в училище.
Много добрых слов можно сказать в адрес Сергея Ивановича Гилева, Марии Ивановны Карелиной, Раисы Трофимовны Неждановой, Иды Миновны Ефремовой, Геннадия Николаевича Попонина и многих других, для кого училище действительно - вся жизнь.
Подготовку кадров для железнодорожного транспорта продолжает вести ГБОУ НПО ПУ № 61. И как прежде здесь обучают профессиям машиниста локомотива, слесаря по ремонту подвижного состава, проводников пассажирского вагона и электромонтеров контактной сети.
Огромное спасибо коллективу мастеров и преподавателей нынешнего состава. В первую очередь нашим работающим ветеранам – Владимиру Петровичу Холкину, Анатолию Васильевичу Безматерных, Николаю Григорьевичу Федосееву, Юрию Викторовичу Бородулину.
Группы железнодорожных профессий остаются по-прежнему ведущими группами училища. К нам приходят не простые дети, со сложными судьбами. Но благодаря огромному терпению, доброте своей души, мастерам и преподавателям удается наладить контакт и взаимопонимание, вселить уверенность в себя, воспитать из них хороших специалистов.


С юбилеем поздравляем,
Мира всем Вам пожелаем,
Терпенья, радости и душевных сил
Чтоб каждый день вам приносил!
С праздником! С юбилеем!

Страницы -



.
Яндекс.Метрика