Искать
Портал Районных и
Городских Изданий
Пермского Края
РАЙОНКА

Сайт «РАЙОНКА» знакомит вас с публикациями районных газет Пермского края. Районным газетам ресурс дает возможность организовать собственный аккаунт и создавать дайджесты самых последних новостей.

Заря

«Заря», муниципальная районная газета
МУП «Редакция газеты «Заря»

Главный редактор - Солдатикова Марина Валентиновна
Адрес:
617120, г. Верещагино, ул. К. Маркса, 58-50
Тел/факс: (34254) 3-18-54, 3-17-59, 3-16-45
E-mail: rgzarya@gmail.com  

Утомлённые… ожиданием: Противостояние

Или о том, Как жители города и района стали невольными заложниками «тарифной войны» между Верещагинским АТП и Пермским «Автовокзалом»

В ситуации разбирался Вадим АКСАРИН, тел. 3-16-45.


…Бросаю взгляд на часы: время – 17.00. Ну, вот и ещё один рабочий день позади: понедельник, 25 апреля, становится историей. Пора бежать на автовокзал, покупать билет. Хотя, конечно, «бежать» – громко сказано. Мне всего лишь нужно пересечь одну из главных улиц города – Карла Маркса – и вот он, родимый автовокзал. Но… что это? Автобус сообщением «Верещагино – Ленино», на котором я и езжу до села Вознесенского, стоит на площадке, где обычно «дежурят» таксисты. «Никак электричество на автовокзале отключили?» – мелькает в голове предположение. Однако и на завтрашний день посадка происходила за оградой автостанции, так что версия с неработающими кассовыми аппаратами, без которых невозможна продажа билетов, оказалась несостоятельной.

А тут как раз «подоспели» и звонки от наших читателей, пребывающих в недоумении: «Что же случилось? Почему посадка производится за пределами автовокзала?». Обратилась в редакцию и Зоя Александровна Коханова с письмом-возмущением:

«Главе администрации
Верещагинского муниципального района С.В. Кондратьеву
от пассажиров сёл и деревень

заявление.

Мы, пассажиры автобусов, следующих по направлению Нижнее Галино, Сива, Зюкайка, Очёр, Сепыч (всего 46 рейсов), выражаем возмущение делением нас на людей двух сортов. Одни, едущие по дальним направлениям, имеют право ожидать автобус под козырьком автостанции и возможность садиться в него с культурной площадки. Другие же ожидают свой автобус под дождём, ветром и холодом. А сама посадка?! Это просто жуть: пожилые люди на ступеньки автобуса взбираются буквально на коленках. Время отправки не объявляется, поэтому царит шум и гам: кто орёт, кто ревёт, а кто и матерится. Далее. Билеты продаёт водитель и его, естественно, не волнует, кто и как устроится на местах. Кто побойчей, тот и усаживается, а больные и старики смиренно стоят, проклиная всё на свете и, прежде всего, власть.
Мы избирали власть для того, чтобы она работала для народа, заботилась о нас, людях. Разве так должна выполняться правительственная социальная программа? Мы, жители района, заявляем протест и просим Вас, как главу, вмешаться в работу автопредприятия и позаботиться о своих избирателях».
Нет сомнений, что под данным заявлением подпишутся многие жители района.
 

Но… не будем ходить вокруг да около, а выслушаем всех заинтересованных фигурантов этой непростой ситуации. Итак, начнём.

Пассажиры и рядовые работники как «разменная монета» конфликта

Ольга Николаевна ШМАКОВА, начальник Верещагинского подразделения ПКГУП «Автовокзал»:
- Ещё за месяц до возникновения проблемной ситуации, то есть до 23 апреля, директор Верещагинского АТП Александр Геннадьевич Фещенко написал письмо нашему непосредственному руководителю Сергею Анатольевичу Мешканцеву, о том, что отказывается работать по 17-процентному тарифу. При этом попросил снизить процентную ставку.
Отмечу, кстати, что последние два года наше предприятие шло, так сказать, на уступки, работая с АТП по заниженным ставкам. Но теперь ситуация такова, что антимонопольный комитет обязывает, чтобы для всех перевозчиков процент был единым…
Но я хочу сказать о другом. Наши директора не смогли договориться между собой. А кто страдает в результате? В первую очередь, пассажиры. Ну, и, конечно же, рядовые работники АТП и автовокзала.
Получилось так, что наш, Верещагинский, автовокзал в сложившемся положении дел выставлен крайним и виноватым чуть ли не во всех бедах. Хотя мы-то тут при чём? Но, даже несмотря на всё на это, автостанция продолжает оказывать услуги другим перевозчикам – Большесосновскому, Оханскому, Частинскому АТП, двум «частникам» из Перми, одному – из Кудымкара. Понятно, это лишь малая толика от тех услуг, которые мы оказывали Верещагинскому АТП. Если раньше мы осуществляли 46 отправлений в день, то сейчас обслуживаем рейсов шесть, не больше.
Вполне возможно, что если ситуация и дальше будет оставаться такой же неразрешённой, то мы не только потеряем в зарплате, но и рискуем попасть под сокращение. Вероятно, изменится тогда и режим работы автостанции. Получается парадокс: зачем тогда вообще строили вокзал? Непонятно.
При всём при этом, замечу, мы не остались равнодушными к пассажирам: двери автостанции по-прежнему открыты для всех. Мы продолжаем обслуживать прилегающую территорию, содержим её в чистоте и порядке, равно как и помещение внутри автовокзала. Отвечаем и на телефонные звонки, даём необходимые разъяснения. Случается порой, что какой-нибудь пассажир, решивший скоротать время до посадки у нас, вдруг задумается о чём-то своём. Тогда либо наш охранник, либо кто-то из работников автовокзала – а всех наших постоянных пассажиров мы уже знаем практически в лицо – напомнит ему, что пора идти на посадку…
К сожалению, расписание движения автобусов по пригородным маршрутам пришлось убрать, поскольку договора с директором АТП на данный момент у нас нет.
Лично я не ищу крайних в этой истории. Моя позиция такова: эту проблему нужно было решать другим путём. В любом случае, не задействовать сюда пассажиров и не сталкивать лбами работников АТП и автовокзала.
Удивляет и позиция районной администрации, которая ещё 25 апреля была проинформирована о проблеме. Обещали разобраться. Однако воз и ныне там…


Политическая воля как инструмент решения проблемы


Александр Геннадьевич ФЕЩЕНКО, директор МУП «Верещагинское АТП»:
- Для начала хочу принести извинения пассажирам за доставленные временные неудобства.
Во-вторых, расскажу немного о предприятии. Оно, как вы видите, работает. Динамика, в целом, положительная. Хотя работать нам стало сложнее. «Почему?» – спросите вы. Да потому, что, в первую очередь, нашу работу осложнило значительное повышение цены на топливо. Если в прошлом году дизтопливо стоило 17 рублей за литр, то сейчас – 23. Это первый момент.
Второе. Повысились отчисления с зарплат, то есть мы стали больше платить налоги. И это тоже влияет на результаты нашей деятельности. Предприятие работает, но не имеет в настоящее время практически никакой прибыли.
Теперь что касается конкретно наших взаимоотношений с «Автовокзалом». Мы работаем с ними уже долгие годы, и всегда наши отношения были партнёрскими, за исключением, правда, последних трёх лет. То есть это, скажем так, стойкое желание со стороны «Автовокзала» повысить отчисления от нашей выручки наблюдается уже третий год. Если предыдущие два года нам удавалось с ним договариваться, то в этом наступил момент, когда договориться не удалось.
Расклад получается такой: мы платим «Автовокзалу» за предоставляемые услуги 11 процентов от выручки, то есть, грубо говоря, если билетов продано на 100 рублей, то 11 из них получает «Автовокзал». Плюсом к этому с каждого пассажира «Автовокзал» имеет полтора рубля в виде кассового сбора. Сегодня «Автовокзал» желает, чтобы мы платили ему 17 процентов от выручки, мотивируя это решением антимонопольного комитета Пермского края о том, что все перевозчики должны находиться в одинаковых условиях и отчислять одинаковые проценты. При этом не поясняется: почему именно 17 процентов, а не 11. Или, допустим, не 14 или не 12. Данным положением дел недовольно не только Верещагинское АТП. Недовольны все перевозчики.
Наверное, многим частным перевозчикам, которые, в основном, заняты на междугородних маршрутах и имеют по несколько автобусов, это, по сути, не очень важно, поскольку каждый из этих маршрутов – прибыльный. Мы же с вами грамотные люди и понимаем, что ни один частный перевозчик не будет работать, если маршрут не приносит прибыль.
Верещагинское АТП осуществляет перевозки приблизительно по 30 маршрутам, 25 из которых – убыточные. Вы зададите резонный вопрос: «А за счёт чего тогда живёт АТП?». А живёт предприятие за счёт того, что эти оставшиеся пять маршрутов всё-таки приносят прибыль. К тому же мы выполняем очень много дополнительных работ: это и заказные перевозки, и реклама на автобусах, и ремонт различной автотехники, и оказание медицинских услуг – по утрам водители сторонних организаций проходят у нас предрейсовый контроль состояния здоровья. В итоге, за прошлый год мы дополнительно заработали более 4 миллионов рублей. За счёт этого наше предприятие и выживает.
Если бы мы согласились с условиями «Автовокзала», то тариф нужно было бы повышать. Возможно, его итак придётся повысить, потому что говорят о том, что цена на топливо будет ещё подрастать. И многие этим путём и пошли. Возьмём, к примеру, соседние АТП: в Карагае тариф 2 рубля, а в Очёре – 2 рубля 15 копеек за километр пути. У нас – рубль шестьдесят. Даже есть маршрут на Субботники, на котором тариф всё ещё рубль сорок. Но при этом и Очёрское, и Карагайское АТП недовольны теми условиями, в которые их ставит «Автовокзал». Почему же тогда они не могут себе позволить поступить таким же образом, как и мы? Да всё потому, что они очень зависят от «Автовокзала» – у них большой процент выручки дают как раз те самые междугородние перевозки. Мы же в этом плане от «Автовокзала» менее зависимы. Как только у нас с ним началось противостояние, мы совсем перестали ездить в Пермь – отказались, к примеру, от маршрута «Сива – Пермь». Сейчас эту нишу занял частный перевозчик, поэтому никаких проблем нет.
Или возьмём то же Нытвенское АТП – у них 75 процентов выручки от междугородних перевозок. Потому-то они и не могут вести себя строптиво с «Автовокзалом», иначе им просто-напросто перекрывается доступ в Пермь, и предприятие буквально тут же разоряется. И сегодня очёрские, карагайские и нытвенские автотранспортники смотрят на нас: как мы сможем выйти из этой ситуации. Смотрят, к тому же, с надеждой: а вдруг нам удастся решить этот вопрос в пользу АТП.
Что же мы имеем сейчас? Даже несмотря на то, что посадка ведётся не через автовокзал, АТП, тем не менее, работает и нисколько не потеряло своих пассажиров. Если в Нижнем Галино посадка происходила без участия автовокзала, то она таким же образом производится и сегодня. То же самое и в Зюкайке. И хотя там и есть автостанция, никаких трудностей с посадкой не возникает. Проблема только в Верещагино. На самом деле – пассажирам неудобно, поскольку нужно и где-то присесть, отдохнуть, выпить чай или кофе, посетить туалет, в конце концов. Согласен и с тем, что люди находятся в напряжении из-за того, что не объявляют об отправлении автобусов. Многие пассажиры, кстати, на нашей стороне, поскольку понимают важность момента. И если мы, условно говоря, без особых проблем можем обойтись без «Автовокзала», то вот он без нас – нет. Сейчас практически не работают автостанции в Северном Коммунаре, в Сиве, в Зюкайке. Да и в Верещагино дела обстоят не лучшим образом. Что им тут делать-то без нас? И пермское руководство «Автовокзала» должно это понимать. Но разговаривать с нами оно не желает.
Какой же возможен выход из создавшегося положения? Озвучу нашу позицию. АТП не устраивает повышение тарифа. Поэтому было бы неплохо договориться, несмотря ни на какие решения антимонопольного комитета, и оставить прежний 11-процентный тариф. Это первый возможный вариант развития событий.
Второй вариант. Пермское руководство «Автовокзала» говорит, что мелкие автостанции у них убыточны. Если это так, отдайте нам автовокзал. Насколько я знаю, Верещагинский район софинансировал строительство автовокзала, поэтому наша доля в нём тоже есть. И в свете этих обстоятельств мы согласны взять автовокзал под своё крыло. И это не наше ноу-хау, такие примеры уже имеются, например, в Частых, в Оханске. Мы также можем содержать автовокзал в нормальных условиях, причём без повышения тарифов. Но для решения второго варианта необходима «политическая воля» – назовём её так – краевых и районных властей.
Есть и третий вариант. Но устраивает он только «Автовокзал» – это повышение тарифа. И больше ничего. Никаких других предложений. Естественно, я считаю, соглашаться на него нам не надо. Поскольку это приведёт к повышению тарифов на перевозки. Приведу наглядный пример. В Сиве тариф за километр пути рубль восемьдесят (у нас, напомню, рубль шестьдесят). Однако когда там поднимался тариф до озвученного уровня, это не привело к повышению доходов, поскольку население наше, в основной своей массе (и об этом, думаю, можно говорить открыто) – бедное. Понятно, что и за автобусные перевозки люди не могут платить больше. Поэтому допустить повышения тарифа за перевозки крайне нежелательно. Хотя, конечно, если цена на топливо достигнет того предела, когда тариф уже нельзя будет сдерживать в прежних рамках, его, хочешь – не хочешь, но придётся повысить…

- Александр Геннадьевич, а помните времена, когда на Привокзальной площади стоял вагончик, где продавали билеты, и тут же осуществлялась посадка пассажиров? Говорят, Вы рассматривали площадь как вариант решения проблемы с посадкой пассажиров?
- Этот вариант, я думаю, не подходит. Во-первых, по тому же антитеррористическому направлению. К тому же на железнодорожном вокзале и без нас народу хватает.
Есть другие площадки, которые можно приспособить под эти цели. Например, площадка за рынком – здесь никаких проблем не возникнет. Но вопрос в другом: надо ли это делать? Или всё-таки попробовать договориться? Лишние затраты и определённые неудобства для пассажиров нам ни к чему.
Поэтому ещё раз повторюсь: в идеале нас устроил бы вариант, если бы нам передали автовокзал. Или же оставили прежний 11-процентный тариф. Это, на мой взгляд, наиболее цивилизованные пути решения возникшего противостояния.


С монополистом не поспоришь!


Иван Петрович САЛТЫКОВ, директор МУП «Очёрское АТП»:
- Договор с ПКГУП «Автовокзал» о повышении тарифа до 17 процентов мы подписали. Нам просто деваться было некуда – тягаться с монополистом, сами понимаете, не с руки. К тому же львиная доля наших перевозок – междугородние.
Конечно, как и наши коллеги из Верещагинского АТП, мы считаем, что проценты от продажи билетов были подняты совершенно необоснованно.
В среду, 11 мая, на нашем предприятии состоялось заседание балансовой комиссии, на котором в том числе рассматривалась ситуация, связанная с повышением тарифа до 17 процентов. Вообще, за 2010-й год мы переплатили «Автовокзалу» 800 тысяч рублей. Сначала тариф был 8,5 процентов, затем поднялся до 14. Теперь и вовсе до 17. Естественно, при таком раскладе возросли и затраты у нашего предприятия. Компенсировать их, понятно, никто не будет. То есть и мы, в свою очередь, должны повышать тарифы на перевозку. Такая вот цепочка получается.
А что представляет собой деятельность любого автовокзала? По большому счёту, она включает в себя лишь продажу билетов и объявление рейсов. Вот и всё. Между тем, доля затрат по нашему Очёрскому АТП, приходящихся на «Автовокзал», составляет 9 процентов. Это, скажу я вам, очень много.
Во времена Советского Союза весь этот механизм был подконтролен. Тогда мы платили «Автовокзалу» 5 процентов от стоимости билета. Сегодня принцип другой, охарактеризовать который можно так: «Хозяин – барин». Захотят, будет и 30 процентов, и 40, если надо. И я здесь недалёк от истины – «Автовокзал» начинает «попугивать» нас 24-мя процентами.
Знаете, вся эта история с повышением тарифов носит, как мне кажется, явно избирательный характер. Поясню. Вот, возьмём, к примеру, нас с вами. Допустим, вы – директор Верещагинского АТП, я – Очёрского. Скажем, я, как руководитель, больше по нраву «Автовокзалу» – и вот уже моё предприятие работает по 8-процентному тарифу. А вы взяли да и не угодили чем-либо. И, пожалуйста – получите 15 процентов. К сожалению, деление на «своих да наших» всё ещё имеет место.
И хотя, как я сказал ранее, договор с «Автовокзалом» Очёрское АТП вынужденно подписало, мы, чтобы сократить часть расходов, на некоторых рейсах стараемся не заезжать на автостанцию, если она не конечная, а промежуточная. Потихоньку начинаем приучать к этому и наших пассажиров. Например, люди, пользующиеся маршрутом «Очёр – Павловск», на вокзал уже и не идут. Посадку и высадку производим в центре. С одной стороны, это даже в некоторой степени и удобно – нет необходимости тащиться с баулами на автостанцию. Вот пока так и выживаем. Что будет дальше – посмотрим…


Пишите письма…


Связаться с директором ПКГУП «Автовокзал» (г. Пермь) Сергеем Анатольевичем Мешканцевым мне, увы, не удалось. В приёмной ответили, что такие вопросы по телефону не решаются. И попросили направить официальный письменный запрос на имя директора. Что мы не преминули сделать. Так что будем ждать ответа.

Позиция администрации


Геннадий Дмитриевич ДАВЫДОВ, первый земеститель главы Верещагинского муниципального района:
- Тарифы на перевозки пассажиров в Верещагинском районе были утверждены 18 декабря 2008 года, и на протяжении двух лет удавалось удерживать их без увеличения. Хотя цены на топливо за это время выросли. Но за счёт хозрасчётной деятельности (реклама, заказные перевозки, ремонт автотехники и так далее) Верещагинскому АТП удавалось работать с прибылью. Повышение тарифа ПКГУП «Автовокзал» с 11 до 17 процентов приведёт к повышению тарифа на перевозки пассажиров, то есть к увеличению стоимости проезда. В этом и есть главная проблема возникшего конфликта.
Администрация района ведёт переговоры с руководством «Автовокзала» по приемлемым для нас процентам повышения тарифа, чтобы не допустить роста стоимости проезда. Пока данные переговоры не приводят к желаемым результатам.


Глас народа…


«За оградою посадка
Происходит… ох, несладко!»


А как переносят вынужденные «тяготы и лишения» некомфортной посадки следующие через наш город пассажиры? Вот их мнения. Может, к ним стоит прислушаться, ведь не зря же говорят: «Глас народа – глас Божий»?


Андрей Александрович ЛЕСНИКОВ, студент Строгановского колледжа (г. Очёр):
- Домой добираюсь с пересадками: сначала – из Очёра до Верещагино, а уже отсюда – до Сивы.
Раньше проблем никаких не было: купишь билет в кассе автовокзала и сидишь потом спокойно, ждёшь объявления посадки. А теперь?.. Билет приходится приобретать уже в самом автобусе. Неудобно как-то...


Зинаида Романовна БЛИНОВА, жительница Сепычёвского поселения (с. Сепыч):

- По маршруту «Верещагино – Сепыч» езжу довольно часто. Лично для меня эта история состоит из одних только минусов: рейсы не объявляют, билеты в кассе не продают… Садимся в автобус за оградой, словно нелюди какие…
Можно, конечно, и в здании автовокзала дожидаться своего автобуса. Но это всё равно, что на иголках сидеть: переживать, не уехали ли без тебя? Да и о месте нужно заранее побеспокоиться: вдруг не достанется? И езжай потом стоя, а путь-то ведь неблизкий. Сейчас молодёжь такая, что место никто не уступит…


Ирина Сергеевна (фамилию пожелала сохранить в тайне), жительница Сивы:

- Конечно, крайне неудобно, что не объявляют посадку на автобусы. Я вообще-то редко пользуюсь общественным транспортом, но иногда случается. Недавно вот в Сиве был случай, когда автобус ушёл на несколько минут раньше. Получается, и пришла загодя, а уехать не получилось. Досадно…

Экспресс-опрос…


Непорядок!


А вот что думают о проблеме водители Верещагинского АТП.


Аттила Иосифович ПЕТРУШИНЕЦ:
- Я хоть и работаю на предприятии не так уж и давно, но скажу определённо: конечно, это безобразие. Посадка пассажиров должна производиться на автовокзале. Да и нам не совсем удобно: подъезд к остановке и выезд, прямо скажем, далеко небезопасны.
На мой взгляд, решением данной проблемы должна заниматься администрация района: это в её компетенции – обеспечить нормальную работу предприятия.


Андрей Ефстафьевич НОСКОВ:
- Плохо, конечно, всё это. Люди часто путаются, где какой рейс – непонятно (и словно в подтверждение этих слов к водителю подошла пожилая женщина с вопросом: куда едет автобус?).Садим людей практически на дороге, высаживаем – также.
Будем надеяться, что этот конфликт разрешится в самом ближайшем будущем.


Владимир Аркадьевич ТОМИЛОВ:
- Чего уж греха таить, всем неудобно в данном случае: и пассажирам, и нам, водителям. Здесь, как вы сами видите, не самое лучшее место для посадки и высадки людей.
Скорее бы уж закончились наши всеобщие мучения!


РЕЗЮМЕ. Как резонно заметил директор Верещагинского АТП Александр Геннадьевич Фещенко, не одинаково для всех (как явствует из опроса пассажиров) посадка создаёт трудности и проблемы. Наверное, это так. Лично для меня всё равно – где и как сесть в автобус. Более того, приобретать билет у водителя даже в некоторой степени выгодно – дешевле получается (сумма, конечно, небольшая – всего-то полтора рубля экономии, но всё же… Как говорится, «Копеечка рубль бережёт»). Не принципиально для меня и наличие посадочного места: есть – хорошо, нет – и стоя доеду. Другое дело – посадка для пожилых людей, для которых ехать в автобусе сидя (как, впрочем, и полагается) – всё-таки жизненная необходимость (возраст, как-никак!). И я всё больше начинаю утверждаться в мысли, что для нынешней молодёжи, исповедующей принцип: «Наглость – второе счастье», благополучие «пятой точки» куда важнее возможности почувствовать себя настоящим мужчиной, а именно – уступить место в переполненном автобусе убелённому сединой человеку, беременной женщине, инвалиду…
По большому счёту, несмотря на явные минусы и кажущиеся плюсы этой проблемы, посадка всё же должна производиться как и положено – «чинно и благородно», то есть с площадки автовокзала. А вообще, как мне кажется, парадоксальные ситуации в нашем городе и районе в последнее время складываются с пугающей регулярностью. Впрочем, это уже совсем другая история…

 

Страницы -



.
Яндекс.Метрика