В городе работает пять Управляющих компаний, на которые квартиросъемщики возлагают свои надежды
Людмила ФОФАНОВА.
Как можно больше привлечь жильцов многоквартирных домов под свою опеку – это самая главная цель любой управляющей компании. Уже началась борьба за каждый дом. По большому счету, это и правильно. Но только борьба должна быть честной и чистой. Она не должна строиться на обмане, на ложной информации, на оговоре. Конкуренция должна быть цивилизованной и бесконфликтной. Распри ни к чему хорошему не приведут, а только будет потеряно доверие квартиросъемщиков. Нужно делом доказать, что жильцы выбрали надежную компанию. Потерять доверие и уважение легче, чем потом вернуть их.
В марте мы рассказывали об управляющей компании «Жилой дом», а сегодня будем знакомиться с УК ООО «Служба заказчика», руководит которой Алексей Николаевич Беляев. В разговоре с директором мы затрагиваем проблемы и вопросы, которые наиболее злободневны для квартиросъемщиков.
- Алексей Николаевич, Вы уже не один десяток лет в системе жилищно-коммунального хозяйства, знаете жителей своих домов, их проблемы. Какие вопросы и задачи Вам чаще всего приходится решать?
- Вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общедомового имущества: кровли, стен, подъездов, системы отопления, стояков водопровода и канализации, подвала с его инженерным оборудованием, а также вопросы, касающиеся неплатежей.
- Почти ежегодно поднимаются тарифы за услуги ЖКХ, а особых перемен в городском хозяйстве нет. И квартиросъемщики правомерно задают вопрос: а где деньги, которые они платят управляющим компаниям за предоставленные услуги?
- Денежные средства, которые жильцы платят за ЖКУ, направляются за конкретную услугу поставщику. И всего лишь 10% идет на текущее содержание дома. Что касается перемен в городском хозяйстве, то с этим вопросом лучше обратиться в администрацию города. Хотя знаю, что в 2009 году было проведено большое количество водопроводных сетей с устройством новых участков в восточной части города. Считаю, что это большой вклад скромного бюджета городского поселения в свое хозяйство.
- Алексей Николаевич, для развития ЖКХ, как заверяет Президент Дмитрий Медведев, выделяются миллиарды. Доходит хотя бы какая-то часть до муниципалитетов? И где эта «воронка», в которой исчезают деньги?
- Опять же, вопрос к муниципалитету. Однако мое видение данного вопроса таково: выделенные миллиарды для ЖКХ – это различные программы, например, «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья», «Ремонт автомобильных дорог». Для участия в них муниципалитету необходимо выполнять определенные условия, порой в настоящее время невозможные. Одной из таких программ является «Капитальный ремонт многоквартирных домов». Средства, выделенные на ее реализацию, распределяются пропорционально количеству квадратных метров жилья в населенном пункте. Сравним объемы Перми и нашего небольшого города, где максимум – пятиэтажность и площадь в 3-4 тысячи квадратных метров. Безусловно, наш город получит во много раз меньше денежных средств, чем Пермь, где большая часть домов – это высотки, площадь которых составляет десятки тысяч квадратных метров.
- Сколько домов участвовало в программе «Капитальный ремонт»? И есть ли сегодня возможность вашим домам поучаствовать в этой программе?
- В 2010 году по программе «Капитальный ремонт» было отремонтировано семь многоквартирных домов, находящихся в управлении нашей компании. В этом году планируется ремонт еще трех.
- Компания испытывает трудности с квалифицированными кадрами?
- Особо нет, но при необходимости квалифицированных специалистов найти очень трудно. Намного сложней найти дворников, так как работа эта не очень приятная, тяжелая и неблагодарная, а еще и низкооплачиваемая. Расходы на содержание дворников заложены в тарифах на техническое содержание дома. Они регулируются собственниками помещений многоквартирных домов. И чаще квартиросъемщики не согласны с теми предлагаемыми тарифами УК, которые изменили бы ситуацию с дворниками.
- Алексей Николаевич, квартиросъемщики домов, где установлен общедомовой теплосчетчик, не очень довольны таким новшеством. Плата за тепло выросла. Его установка в многоквартирном доме обязательна?
- Обязательна. На основании части 5 статьи 13 ФЗ РФ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ № 261 ФЗ», до 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета, а также индивидуальными и общими для коммунальной квартиры приборами учета воды, газа и электроэнергии.
При установке общедомовых приборов учета тепловой энергии оплата жильцами производится за фактическое ее потребление, и, соответственно, начисление платы за отопление в холодный период обязательно будет выше, чем по нормативу при отсутствии общедомового прибора учета. В теплый период начисления будут меньше, а в летний период их вообще не будет. Экономия расходов на оплату за отопление может составить свыше 30 процентов за год.
- То, что вкладывают район и город в обновление, ремонт водоканализационных систем, достаточно?
- Катастрофически недостаточно. Данное хозяйство уже давно устарело, износилось и требует незамедлительной модернизации и замены.
- Есть квартиры, которые не приватизированы, то есть являются муниципальными. За чей счет будут производиться ремонтные работы, если, допустим, лопнула труба, потек радиатор или унитаз?
- Если ремонт капитальный, то расходы должен нести собственник помещения. Если текущий, то он будет произведен за счет средств нанимателя по договору социального найма. Если текущий ремонт выполняется на общедомовом имуществе, то расходы нанимателя – это расходы по оплате тарифа ТСД, а если за пределами границ общедомового имущества, то есть квартиры, то за дополнительную плату.
- Сегодня услуги за ЖКХ подорожали на 15%. Что ждет потребителей в перспективе? Новое повышение?
- Услуги ЖКХ будут дорожать до тех пор, пока будут дорожать энергоносители: электроэнергия и топливо, так как это большая доля составляющих тарифов ресурсоснабжающих организаций. А как поддерживать в рабочем состоянии изношенное до предела общедомовое имущество многоквартирных домов без пересмотра тарифов на ТСД, когда постоянно растут цены на материалы, ГСМ, электроэнергию, на услуги подрядных организаций и так далее. И мы вынуждены обращаться к собственникам помещений многоквартирных домов об очередном пересмотре тарифа.
- Алексей Николаевич, все расходы за содержание жилья сегодня ложатся на собственников?
- Да, действительно, сегодня все расходы должны нести собственники и наниматели помещений многоквартирного дома – так трактует Жилищный кодекс РФ. Наша компания – ООО «Служба заказчика» – управляет многоквартирными домами с 2008 года. И за это время принцип оплаты ЖКУ и расчеты управляющей компании с поставщиками не изменились. Повторюсь еще раз: денежные средства, поступающие от граждан за оказываемые им услуги, направляются непосредственно предприятиям-поставщикам конкретных ресурсов. Доля расходов собственников (нанимателей) на оплату услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома составляет 10% от общего размера платы за ЖКУ, при этом доля текущего ремонта – 4%. Оставшаяся часть средств расходуется на оплату услуг организаций, таких, как ОАО «Пермская энергосбытовая компания», ЗАО «Фирма «Уралгазсервис» и так далее. А также идет на техническое обслуживание общего имущества МКД, на оказание услуг аварийно-восстановительными бригадами, дворниками и на управление многоквартирным домом. Кроме того, ООО «Служба заказчика» на безвозмездной основе оказывает услуги по ремонту и содержанию детских площадок, так как на сегодняшний день эти малые формы в состав общедомового имущества не входят, как и земельный участок под этими площадками.
- Алексей Николаевич, управляющие компании могут изменить непростую ситуацию в системе ЖКХ?
- Ее может изменить только законодатель. Мы работаем, руководствуясь законодательством РФ, в первую очередь, Жилищным кодексом. Очень хочется, чтобы изменения в сфере ЖКХ происходили с учетом мнений управляющих компаний, поскольку именно нам теснее всего приходится общаться с жильцами многоквартирных домов. И кому, как не нам, отстаивать их интересы и решать насущные проблемы.
Сегодня на территории РФ создаются ассоциации управляющих компаний, которые координируют работу управляющих организаций на конкретной территории, осуществляют сбор информации, выявляют основные проблемы данной территории и тесно сотрудничают с депутатами Государственной Думы РФ. Это позволит приблизить мужей государства к проблемам на местах. На территории Пермского края создана саморегулируемая организация – некоммерческое партнерство «Ассоциация управляющих компаний» Пермского края, членом которой является наше предприятие. Эта организация занимается не только обобщением проблем управляющих компаний и жильцов многоквартирных домов, но и ведет контроль над качеством работы управляющих компаний, что, несомненно, обязывает нас постоянно повышать свой квалификационный уровень и качество обслуживания.
- Спасибо, Алексей Николаевич.
ОТ РЕДАКЦИИ. Уважаемые квартиросъемщики! Если у вас возникают проблемы, не решаются вопросы – требуйте, настаивайте. У нас есть депутаты, которых мы выбирали, надеясь на их поддержку, есть руководители, начальники, которые по долгу службы обязаны решать наши проблемы. Для вас работает «Прямая линия» со специалистами НП «Ассоциация управляющих компаний» Пермского края для предложений, вопросов, замечаний и жалоб. Телефон: 8 (342) 244-44-99 begin_of_the_skype_highlighting 8 (342) 244-44-99 end_of_the_skype_highlighting begin_of_the_skype_highlighting 8 (342) 244-44-99 end_of_the_skype_highlighting, с 9.00 до 18.00 часов, в рабочие дни. Но не забывайте и добрую пословицу: «Под лежачий камень вода не течет».