Марина СОЛДАТИКОВА.
«Тот, кто преподает и исследует, тот светом своего знания и светит, и греет» – эти слова русского естествоиспытателя и педагога Н.И. Пирогова стали девизом конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2011». Двенадцать педагогов представили свои опыт, знания, мастерство на суд компетентного жюри.
В трех номинациях шла борьба за призовые места: «Педагог дошкольного образовательного учреждения», «Учитель 1-5 классов», «Учитель 6-11 классов». Среди участников конкурса были и те, кто уже имеет высшую квалификационную категорию, и те, кто еще на пути к становлению. Но, что замечательно, молодежь стремилась удержать ту планку, которую установили их более опытные коллеги.
Участники конкурса представляли учебно-исследовательскую деятельность. Это образовательное направление можно было проследить от дошкольного воспитания до старшей ступени школы. Дети с помощью взрослого наставника изучали мир, проводили опыты, делали выводы. Педагоги умело направляли своих воспитанников к верным решениям. Эта же тема прослеживалась и в представлении методического опыта.
Жюри отмечало высокий уровень педагогического мастерства участников. Учителя, воспитатели подготовились к испытаниям очень серьезно. Это было заметно на протяжении всех конкурсных дней.
Наконец наступил решающий момент. Подведены итоги, подсчитаны баллы, определены финалисты. На завершающем этапе мастер-класс представили Ольга Валерьевна Костылева, учитель начальных классов школы № 2, Елена Геннадьевна Мальцева, учитель географии и экономики школы № 121, Марина Анатольевна Азанова, воспитатель детского сада № 8. Это необходимо было сделать прямо на сцене.
В финал все они вышли заслуженно. Ольга Валерьевна, например, поразила знанием возрастной психологии, умением настраивать детей на работу. На уроке, во время знакомства с окружающим миром, класс «издавал» журнал «Маша и медведь». Он был посвящен ответу на вопрос: «Как не заблудиться в лесу?».
Елена Геннадьевна продемонстрировала методическое мастерство. На уроке экономики семиклассники пытались понять, что такое «торговля», как сориентироваться в этой сфере. Их попытки увенчались успехом. Ребята учились работать с источниками информации. Урок прошел отточено, была выдержана технология коллективной мыследеятельности.
Сложнее было определить победителя в номинации «Педагог дошкольного образовательного учреждения». Собрались настоящие профессионалы, имеющие за плечами и опыт, и знания. Светлана Александровна Лузина, воспитатель детского сада № 89, «отправила» малышей в виртуальную экспедицию. Что можно исследовать в лесу зимой? Снег, лед, следы зверей… Занятие было построено так умело, что казалось ответы на вопросы дети находят самостоятельно.
Но Марина Анатольевна в представленном опыте работы доказала, что использование нетрадиционной техники в детском творческом труде служит средством сохранения психического здоровья подрастающего поколения. Ее метод, – своего рода, альтернатива современной программе «Детство». Именно этот опыт был сильной стороной ее выступления на конкурсе, что стало основным фактором в определении победителя в данной номинации.
…Призеры стоят на сцене. Принимая из рук «Маленького принца» розу с номером выступления, они, конечно, волнуются. И снова уроки – уроки-исследования, уроки-рассуждения, уроки-размышления. На этот раз в поиски ответов вместе с финалистами включились коллеги. Они пытались выяснить, кто такие тьюторы, высчитывали стоимость продуктовой корзины верещагинцев, рисовали с помощью камешков…
Ситуация все больше накалялась. Когда начальник управления образования Анатолий Георгиевич Нохрин выходил на сцену с тремя конвертами, зал, казалось, не дышал. Но все тайное рано или поздно становится явным. Так и в этот раз. Абсолютным победителем конкурса стала Елена Геннадьевна Мальцева! Второе место заняла Марина Анатольевна Азанова. На третьей ступеньке пьедестала – Ольга Валерьевна Костылева.
Несмотря на то, что названы имена самых ярких звезд, все конкурсанты заслуживают место рядом с ними. Добились прекрасных результатов, показали высокий уровень мастерства абсолютно все. На закрытии конкурса каждый получил памятный подарок и услышал много добрых слов в свой адрес.
Все то время, когда жюри оценивало работу учителей, рядом со взрослыми работали школьники. Детское жюри тоже поставило свои оценки. Ребята назвали тех, кто, по их мнению, провел самые интересные уроки. Свои призы они вручили Ольге Валерьевне Костылевой, Андрею Михайловичу Сальникову, учителю истории и обществознания гимназии, Екатерине Игоревне Поносовой, учителю русского языка и литературы санаторной школы-интерната.
Завершающий праздник, благодаря организаторам – детям и педагогам детского сада № 2, – получился добрым и теплым. Приветствие Маленького принца, выступление малышей, песня в исполнении воспитанницы студии «Соловушка», зажигательные танцы «Ювенты» создали радостную атмосферу в зале.
Открытие, состоявшееся неделю назад, также вышло замечательным. Коллектив санаторной школы-интерната, памятуя о том, что 2011 год объявлен годом Космонавтики, «отправил» конкурсантов в космическое путешествие. У него получилось воодушевить, дать настрой на победу. Причем, надо сказать, и дети, и педагоги школы-интерната оказались очень гостеприимными хозяевами. Приятно было видеть вежливых, аккуратных учеников. Тем более что на уроках они стремились помочь новому учителю, быстро включались в работу, живо отзывались на просьбы…
Путешествие в Космос завершилось. «Учитель года 2011» состоялся. Теперь наступило время поразмыслить над удачами и промахами в проведении конкурса, сделать «работу над ошибками», проанализировать на примере участников состояние педагогики как таковой в нашем районе. Но этим займутся сведущие в этих делах специалисты. А мы с вами, уважаемые читатели, поздравим всех конкурсантов и будем ждать их новых побед!