Елена Широких
«Ох, Малинина, куда ты едешь! Тебя на Баской снегом занесет», – увещевал сотрудницу руководитель железнодорожной станции Березники. Так тревожно начиналась гремячинская страница в непростой жизненной истории труженицы тыла, ветерана труда Ольги Матвеевны Малининой. 14 июля ей исполнилось 90 лет. Более тридцати из них прошли в трудах на станции Баская.
Ольга Матвеевна провела детские и юношеские годы в деревне Талицкая, Троицкого сельсовета тогда еще Молотовской области. Время взросления девочки совпало с началом Великой Отечественной войны. Отца забрали на фронт в августе 1941 года. Мать осталась одна с пятью детьми, самому маленькому не было и года.
– Поступила в медицинский техникум, месяц проходила на занятия и бросила. А когда учиться? Я – старшая, все на мне, – рассказывает пожилая женщина.
Вторая попытка получить медицинское образование в Березниковском техникуме тоже не удалась –спустя полгода по болезни мамы Ольга снова была вынуждена оставить учебу и поступить на работу – в столовую железнодорожного орса. Временная работа определила профессиональный путь девушки.
В 1948 году О.М. Малинина получила место оператора технической конторы на станции Усольская (сейчас Березники). Профессия, выбранная судьбой, подарила ей встречу с будущим мужем – тоже железнодорожником, участником войны Михаилом Егоровичем. Именно за ним в 1953 году молодая жена и отправилась на снежную Баскую – супруга направили туда работать дежурным по станции.
– Не жалеете, что так и не стали медиком? – спрашиваю мою собеседницу.
– Некогда жалеть было, – не раздумывая, отвечает Малинина. – В Березниках 15 путей – как бы ни было трудно, надо работать!
На Баской Ольга Матвеевна, как и прежде, оформляла документы на поезда в технической конторе. Вроде бы должность та же, а работу – не сравнишь.
– На березниковской станции был большой штат сотрудников, обязанности распределялись, поэтому основную часть времени я работала с документами в конторе, – вспоминает ветеран. – На Баской рабочая смена проходила на ногах. В те годы в Гремячинске действовало пять шахт, мы грузили по 250 вагонов в сутки и столько же порожняка. Формировали тяжеловесные грузовые составы. Зимой к вагонам приходилось пробираться по колено в снегу. Хоть камни с неба вались, а должна идти…
Молодая семья поселилась на станции. Со временем супруги купили домик, посадили огород, обзавелись хозяйством. Трудились, старались, растили двух дочек. Так и прожили рука об руку 58 лет. Ольга Матвеевна проработала на Баской 31 год, Михаил Егорович – около 40 лет. Со временем дело родителей продолжила дочка Людмила. Как и мама, она трудилась на станции оператором технической конторы.
– Каждый день ходила через железнодорожные пути в школу. А когда пришло время выбирать профессию, решила последовать примеру соседки, обучающейся в Свердловском железнодорожном училище. В итоге проработала на станции 23 года. Раньше жизнь там кипела, – объясняет свой выбор Людмила Михайловна.
С тех пор пролетел не один десяток лет, а коллектив железнодорожников, трудившихся на Баской в 50-80-е годы, по сей день не распался.
– Мы все жили в одном поселке, и все в одно время переехали оттуда в квартиры новостройки по улице Попова. Сейчас на пенсии, но продолжаем часто встречаться, помогаем друг другу. Железная дорога нас сплотила. По соседству со мной живут бывшие железнодорожники, ветераны труда – дежурный по станции З.С. Павленко, дежурный стрелочного поста Н.В. Семенова, работник товарной конторы А.Г. Лебедева. Я благодарна за опыт своим наставникам – бывшему начальнику станции Г.Ф. Напольских и ее заместителю Л.С. Доброскокиной, – рассказывает Ольга Матвеевна.
Михаил Егорович почти не успел пожить в новой благоустроенной квартире. Пять лет назад его не стало. С возрастом потеряла зрение Ольга Матвеевна. Сегодня она ничего не видит, но по мере сил старается поддерживать дочку и четырех внуков. «Бабушка – наш главный двигатель», – говорят о ней родные.