Елена Широких
Весна – время поклонения женщине, испокон веков вдохновляющей писателей и поэтов на творчество. Связь женщины и литературы очевидна и проявляется в безграничности женских тем в произведениях писателей и растущем числе женщин-авторов. Даже само слово письмо, а следовательно и литература, обладает женской природой.
Накануне Межународного женского дня, проходящего в Год литературы, встретилась с учителем русского языка и литературы, директором школы № 11, почетным работником образования РФ Н.В. Кичаковой.
Наталья Валентиновна – одна из тех женщин, кого можно назвать служительницей литературы. Горячо любит книгу, сама пишет стихи и каждый будний день с помощью творений великих писателей учит юное поколение гремячинцев разумному, доброму, вечному. И прекрасному. Считает важным научить мужчин говорить красиво, потому что когда женщина слышит прекрасные, идущие от сердца слова, душа замирает.
– Наталья Валентиновна, что определило ваш профессиональный выбор?
– В школе № 11, которую я закончила в 1982 году, работали замечательные учителя – Н.А. Киреева, А.Т. Курносова, В.З. Соколова. У них был разный подход к преподаванию предмета, но все они обожали литературу и русский язык. Идти на урок к Александре Тимофеевне, не зная текста, было просто неприлично.
Сейчас, спустя годы, понимаешь, на какой компромисс тогда шел учитель, тактично комментируя темы экзаменационных сочинений. А ведь нужно было выбирать между романом «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, поэзией В.В. Маяковского и «Малой землей» Л.И. Брежнева. Хорошо помню время, когда рухнул «железный занавес», и в нашу страну хлынул поток совершено разной литературы. Мы читали взахлеб, все подряд, брали книги на ночь, чтобы на следующий день обменять их на новый томик стихов или рассказов. Это был удивительный период.
– С тех пор многое изменилось. Что читают и читают ли современные школьники?
– Конечно, читают. Стандарты по литературе предполагают знание русской и мировой классической литературы. Но, к сожалению, за последние десять лет школьная программа претерпела многие изменения, и мы постепенно перешли на изучение малых форм литературы – новеллы, рассказа, повести.
Возвращение сочинения по литературе в 11 классе показало, что школьники читают и Брэдбери, и Ремарка, и Шекспира, и Толстого, и Достоевского. Знают русскую (советскую) поэзию, культуру и литературу Серебряного века, повести и рассказы о Великой Отечественной войне. Возможно, не все отличают ямб от хорея, но стихи учат и рассказывают с удовольствием. Я сейчас сужу по своим ученикам.
– Чего вы ожидаете от Года литературы?
– Литература заставляет нас мыслить, формирует собственное мнение, развивает воображение, воспитывает в человеке человека, в высоком смысле этого слова.
Являясь логическим продолжением Года семьи и Года культуры, Год литературы предполагает пропаганду ценности чтения и книг, формирование информационной культуры личности, развитие творческих способностей учащихся.
В нашей школе издается газета «Многоточие». Ее выпуск стал возможен благодаря финансовой поддержке ОАО «Метафракс» и энтузиазму учителей. Это газета о школьниках, родителях, интересных событиях. Материалы для нее пишут ребята, педагоги.
– Знаю, что вы сами пишете стихи… Они публикуются?
– Раньше я ощущала потребность в читателе. В 90-е годы, которые можно назвать периодом расцвета местной поэзии, занималась редактированием сборников стихотворений гремячинских поэтов «Рябиновые гроздья», «Находите счастье в малом». Приятно видеть, что они по-прежнему читаются и цитируются.
Сейчас нашла себя в другом творчестве – занимаюсь разработкой и реализацией школьных социальных проектов. Но писать не перестаю, все созданное ложится в большую папку. Это стихи-размышления – о жизни, любви. Возможно, когда-нибудь я решусь их издать.
– На ваш взгляд, что отличает женскую литературу?
– Внимание к деталям, ирония, легкость слога. С интересом читаю книги Людмилы Петрушевской, Людмилы Улицкой, Татьяны Толстой, ироничные детективы Дарьи Донцовой. О творчестве Донцовой высказываются разные мнения, но у героев ее книг можно поучиться иронии – по отношению к себе и обстоятельствам. Это важно.
С удовольствием читаю стихи моей коллеги – Людмилы Алексеевны Штейниковой, публикующейся под псевдонимом Дроздецкая.
– Какие женские литературные образы вам импонируют?
– В данный момент изучаю воспоминания о великих женщинах. Вызвали интерес биографии Зинаиды Гиппиус, Коко Шанель, дневники Марии Башкирцевой.
Если говорить о классике, интересен образ Татьяны Лариной из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. «Учитесь властвовать собою», – сколько лет прошло, а эти яркие слова, обращенные к Татьяне, по сей день остаются актуальными, напоминания нам о том, как важно владеть своими эмоциями, сохранять верность себе.