«А ваша Алёнка очень сильно плакала на перемене», – сообщили классному руководителю 7 «а» класса девчонки из девятого. «Что у неё случилось?» – допытывались они…
В тот день в школе № 3 в седьмых классах был «Урок Доброты». Ребята на этом уроке встретились с удивительным человеком – Натальей Владимировной Широковой.
Она инвалид первой группы, инвалид-колясочник. Способность двигаться самостоятельно потеряла, попав в автокатастрофу. Свое состояние приняла, от полноценной жизни не отказалась: и в походы ходит, и на встречи с детьми и взрослыми, и на концерты, помогает многим нуждающимся в ее помощи. Воспитала двоих детей. Обо всем этом Наталья Владимировна рассказала в конце урока. Ребята не решались спросить ее об этом, но она поняла их немые вопросы. И ни слова не сказала о своих трудностях, словно их и не было.
В наш город Наталья Владимировна приехала из Губахи. Для здорового человека это недалеко, а для инвалида непросто. Встреча состоялась на втором этаже школы, и она могла сразу с улицы заехать на второй этаж – благо, что в нашей школе это возможно.
Молодая, красивая, доброжелательная, с модной прической, она сразу завладела вниманием детей. Весь урок сидели они притихшие, внимавшие её словам не только умом, но и сердцем. Казалось, их не надо было даже убеждать в том, что инвалиды нуждаются не только в помощи, но и во внимании.
Главная мысль Натальи Владимировны была в том, что здоровые и инвалиды живут в одном мире, а значит, общаются, любят друг друга, нуждаются друг в друге. Инвалиды живут среди нас, в наших семьях. «Ребята, а вы знаете, что не только вы можете помочь инвалидам, но и инвалиды могут помочь вам?» – спросила гостья. Эту мысль, словно ее могли не услышать и не понять сразу, Наталья Владимировна повторила дважды. Ее услышали и поняли.
Н.В. Широкова видит свою задачу в том, чтобы как можно больше людей стали толерантными. Для этого надо чаще задумываться о том, что чувствует другой человек. И когда она предложила ребятам хотя бы на несколько минут представить себя на месте инвалидов, дети с готовностью выполнили ее задания. Максим Галимов прошел по классу с тёмной повязкой на глазах, Данил Турсунов, проскакав на одной ноге по классу, признался, что даже для него, спортсмена, это нелегко.
Мальчишки, шумные и горластые на перемене, сидели задумчивые и притихшие, девчонки старались не плакать. А когда Наталья Владимировна спросила, как люди становятся инвалидами, то некоторые ребята вспомнили и своих близких.
Атмосфера урока получилась проникновенной, даже пронзительной. Это почувствовали и взрослые, присутствовавшие на уроке: учителя школы, начальник управления образования В.В. Жарикова Они не вмешивались в ход беседы, давая возможность детям самим отвечать на вопросы.
На прощание дети написали записки для Натальи Владимировны, поделились своими искренними эмоциями. Думается, все они получили урок Доброты.
Г. Гайфутдинова,
директор школы № 3.