Хамство
Главное уважать людей, которые рядом с тобой… Объехать пробку или не пропустить пешехода – это… хамство. Вот хамства или неуважения стараюсь не допускать.
Олег Чиркунов,
губернатор Пермского края.
(газета «Звезда» от 22.01.2009 г.)
Размышления губернатора о взаимоотношениях граждан в обществе понятны и своевременны; всем нам следует почаще обращать внимание на собственное поведение и поведение окружающих.
К сожалению, человек привыкает к мелким и порой не осознанным ущемлениям собственных интересов и достоинства. Психологически это объяснимо: организм таким образом защищается от негативных эмоций. Но вместе с этим возникает привыкание к негативу. Человек уже не рассматривает нарушение этических норм и правил с точки зрения ущемления своих личных интересов, своего достоинства, чем поощряет дальнейшие нарушения, обыденность их восприятия с обеих сторон.
Одна из функций государства, в частности, по Адаму Смиту – «ограждать каждого члена общества от несправедливости и унижения со стороны других его членов». Но слишком часто все действия по защите прав и достоинства мы пытаемся возложить на государство. Многое мы можем и должны делать сами. Приведу лишь несколько примеров, когда гражданам «то и дело наносятся обиды смело» – некоторыми сотрудниками или работниками при явном невнимательном и равнодушном отношении руководителей совершают поступки, которые и оцениваются как хамство.
Согласно правилам дорожного движения, действующим в РФ с 1 июля, «водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу». За восемь месяцев мне только два водителя уступили дорогу, за что я им благодарен. Остальные, не сбавляя скорость, возмущенно применяя звуковой сигнал, продолжали хамские действия, нарушая еще и статью 19 ПДД. Почему? Потому что их действия не контролировались и не пресекались. «Благодаря» таким нарушителям появились на дороге «лежачие полицейские».
Особенно незащищенным чувствует себя человек в болезненном состоянии. Отстояв, иногда с пяти часов утра, очередь в регистратуру поликлиники и, если повезет, побывав на приеме у врача, последний шок больной получает при записи на анализы. Врач назначает прием через два-три дня, а очередь на анализы – четыре, а то и пять дней! Это ли не хамство? Ведь простое увеличение процентов на 20 принятых у больных анализов уже через две недели могло бы устранить очередность. Соизмерьте расходы на врачей с расходами на лаборанта. Или врач, ставя диагноз без анализа, уверен, что его ошибку объяснит «патологоанатом – лучший диагност»? Полнота и качество лабораторных анализов – полностью на совести руководителя медслужбы. Очевидно, руководство нашей медицины притерпелось к недостаткам и не думает ставить перед собой и коллективом медработников амбициозную задачу – превратить свою службу в высокоэффективное, высококультурное учреждение, служащее примером для других. Добросовестность и желание быть лучшими – это и есть амбициозность.
В коммунальной сфере пересечение интересов жителей города наиболее ощутимо в связи с очисткой дорог: в зимнее время – от снега, круглогодично – от мусора. Зимой площадки у автобусных остановок, выходы на тротуары и сами тротуары, пересечения с другими улицами просто заваливаются снегом, сходящим с ножа бульдозера или грейдера. С сброс снега с крыш? Весь снег остается на тротуаре. Объяснение: лучше кувыркаться на завалах тротуара, чем получить этот снег на голову. Но зачем нам такой выбор? После очистки крыш от снега должны расчищаться и тротуары. А каким способом – механизированно или вручную – граждан не должно заботить. Причина снежных проблем – в нечеткой формулировке перечня и качества работ. А еще – в хамском отношении к гремячинцам.
Пример решения подобных проблем описан в «АиФ-Прикамье» от 1 апреля, в материале А. Сеземина «Наказание рублем – самое действенное»: более 10 млн. рублей было удержано с подрядных организаций, неудовлетворительно убиравших улицы; эти деньги будут направлены на благоустройство. Там же читаем: по итогам января снижены премии руководителям районов Перми от 28 до 66 процентов. «Отрасль благоустройства минувшей зимой впервые работала в режиме настоящего пристального и бескомпромиссного контроля. Расчет на халяву и «авось прокатит» не оправдался… В скором времени предполагается перейти на договоры, в которых оплата производится по конечному результату. Не важно, сколько машин мусора вывез подрядчик, главное, чтобы чисто было». Вот это пример ответственного и эффективного отношения к работе. Это не нытье: «Денег нет…». Денег нет только у нерадивых руководителей. От таких, если они сами не уходят в отставку, нужно избавляться – все равно это не работники!
Примеров состояния городской инфраструктуры, которая требует улучшения, можно привести множество. Однако, цель в другом. Хочется, чтобы руководители всех уровней правильно оценили свое место и роль в достижении лучших результатов. Не довольствовались малыми успехами, а ставили перед собой амбициозную задачу – сделать территорию лучше, служащюю примером для других. И для начала пусть попробуют изжить очереди в учреждения. Очередь – позор для всех, а в особенности для руководителей. Можно воспользоваться тем же способом, что и губернатор Чиркунов: после посещения им в начале марта службы занятости Свердловского района г. Перми центры занятости во всем краевом центре стали работать до тех пор, пока специалисты не примут последнего клиента.
Э. Москаль,
ветеран труда.