Школа № 20 свои 45 лет прошла с успехом, воспитав многие сотни молодых людей. Давайте вместе пройдёмся по «ступенькам» сентябрей.
Школа была построена в 1967 году в центральном микрорайоне молодого города Гремячинска. Здесь в бурные 60-е годы один за другим появлялись новые дома-хрущевки, в них переселялись шахтерские семьи. Нужна была школа.
Ключ к зданию, ключ к знаниям
Первая школьная линейка, посвященная открытию школы, состоялась 30 августа 1967 года. На ней присутствовали руководители города и строители школы, многочисленные гости. Торжественный митинг, приветствия и вот – ключ на бархатной подушечке у Гали Майстренко.
Вот как писала об этом событии газета «Шахтер»: «Вступает в строй красавица средняя школа № 20 в центре города. Этим малышам повезло и потому, что свой путь к знаниям они начинают в самой лучшей, самой новой школе нашего города. Она двадцатая по счету в нашем городе и открылась ровно через 25 лет с того дня, как в рождающемся в таёжных дебрях Гремячинске была открыта первая школа, размещённая в дощатом бараке. В коллективе много молодых учителей. Кипучий старт взяла новая школа…».
Первые уроки начали учителя Н.И. Елагина, А.Л. Бойкова, С.П. Габер, Г.Г. Попова, И.М. Вовк, Т.Я. Потеряева, Т.А. Тихонова, Г.М. Жвакина, Е.Ю. Петрова, О.В. Сластенко, В.Н. Репина, В.Г. Кожевникова, И.П. Майстренко, И.А. Сукрушева, М.В. Данилова, В.А. Сыропятов, А.В. Азимова и другие.
Школу-новостройку приняла В.В. Мищихина – педагог большого опыта, глубокой души. Валентина Васильевна была образцом для коллег, умело направляла работу вверенного ей учреждения на протяжении 20 лет, сумела из школы-новостройки сделать её опорной по многим вопросам учебно-воспитательного процесса.
Новая школа – новые формы работы
В короткий срок из учеников и учителей, собранных из разных школ города, сложился замечательный коллектив. Появлялись новые формы работы: операция «Школа – твой дом, ты в ней хозяин», общественные смотры знаний, спортивные вечера, турпоходы «По следам героев гражданской войны», «По следам бронепоезда», «Тропы туристов Гремячинск-Европейская», соревнования за право подписать рапорт… Работали различные клубы, например, для начальной школы – клуб «Искорка», в его составе были Света Туманова, Таня Булдакова, Наташа Мухаметшина, Оля Райх, три Ирины – Максимова, Ломачинская, Драчева (Ивановская) и Таня Перекалова. Они проводили с октябрятами праздники, игры, конкурсы, соревнования. Организовывали постановку сказок. Артистами становились сами учащиеся начальной школы.
В истории школы было время, когда она работала в две смены и не вмещалась в одно здание: начальная школа занимала здание современного филиала МПСИ.
С углубленным изучением…
В перестроечные 90-е годы директорами работали О.В. Аликин, Т.М. Никитина, Г.В. Аликина, Н.М. Чуприянова и А.П. Торбеева. Педагогический коллектив был достаточно сильным, школа всегда имела высокие показатели в олимпиадах среди школ города и интеллектуальных играх. Поэтому с 1991 года начали искать пути изменения содержания образования. Появился первый 10-й класс углубленного изучения математики. Первым учителем, решившимся на этот шаг, была О.В. Маркович, затем эстафету приняли Н.Б. Мищихина, М.Г. Габтеева, О.Г. Новожилова.
Одно слово – профессионалы
Многое из жизни школы стало, действительно, историей. Остались в моей памяти люди, которые тоже создавали эту историю, жили и работали так, что свет от них будет еще долго согревать всех нас. Это В.В. Мищихина, Л.Ф. Борисихина, Т.М. Никитина, Т.П. Ватанина, Е.М. Кислицына, А.Л. Бойкова, А.Н. Серопегина, Т.Я. Потеряева, Ф.М. Карпова, О.В. Сластенко, В.В. Лукиных, Н.П. Лукиных, Н.В. Орлова, Г.М. Чуриков, В.А. Тарасова, Л.П. Долгих и другие.
Быстро и качественно выполняли и выполняют информационные запросы учащихся и учителей, вели и ведут информационно-библиографическую работу наши библиотекари В.И. Самодурова, Л.Е. Уразова, А.Л. Князева.
Учителя в те далекие годы и сейчас были и остаются людьми высокого общественного долга. Образцом общественника всегда была учитель истории Т.А. Тихонова – депутат городского совета, пропагандист, руководитель методической секции учителей истории города, организатор и руководитель Ленинского зала школы, агитатор, и это далеко не полный перечень общественных нагрузок Тамары Алексеевны за годы её работы в школе. Сейчас она возглавляет районный совет ветеранов. Членом президиума совета ветеранов является Н.И. Елагина – ветеран педагогического труда, учитель русского языка и литературы, наша гремячинская поэтесса.
Почти треть педагогов школы составляют ее выпускники. Доказали свою любовь и преданность родной школе на деле, став ее работниками, Н.Б. Мищихина, С.Ю. Туманова, Е.Н. Дьякова, Е.А. Хадыркэ, И.Б. Ивановская, И.Н. Никифорова, Т.В. Колеганова, Е.В. Рахимова, С.Ю. Евгеньева, Н.Н. Москвина, Т.А. Орлова.
Языком цифр
– 2173 ученика выпустила в большую жизнь школа за 45 лет. Золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении» награждены 43 и 42 выпускника соответственно.
– 26 выпускников было в первом выпуске в 1968 году. Самый многочисленный выпуск был в 1979 году – 77 человек. Самый немногочисленный – в 2008 году: 14 человек.
– 475 учащихся (самое большое число учащихся среди школ города) обучается сегодня в школе.
– 52 процента учащихся – дети выпускников этой школы.
– 58 процентов старшеклассников получают стипендию губернатора Пермского края.
– Из 35 педагогических работников семеро имеют высшую квалификационную категорию, 16 человек – первую категорию.
В ногу со временем
Сегодня в школе работают органы ученического самоуправления, которые всегда приходят на помощь учителю и администрации школы. Главным принципом современной образовательной политики школы № 20 является приоритет свободного развития, основанный на доверии и любви к детям. Детскую организацию 1-8-х классов «КИТ» возглавляет И.Б. Ивановская, а организацию старшеклассников «Шанс» – ученик 11 класса Алексей Корюкин.
Педагоги не только формируют учебные умения и навыки, но и уделяют огромное значение более разностороннему развитию личности. Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Эта активность является следствием доверительных, добрых отношений между учителем и учениками в этом возрасте. К таким учителям можно отнести В.Л. Косареву, Е.А. Хадыркэ, Е.Г. Буданову, М.Б. Нешатаеву, С.Ю. Евгеньеву, Л.А. Варушкину, Н.Н. Москвину.
Профессиональное мастерство, педагогический талант, душевную щедрость отдают ученикам нашей школы в течение многих лет Т.Л. Простова, В.Н. Волкодав, Е.Н. Дьякова, Т.В. Колеганова, Г.Д. Овчинникова, Т.И. Гасимова, Н.Б. Мищихина, Е.С. Гуляева, С.Ю. Туманова и другие.
Руководит коллективом на протяжении последних 10 лет Г.В. Аликина – человек творческий, щедрый душой, доброжелательный, преданный своему делу, уделяющий большое внимание созданию оптимальных условий для учебно-воспитательной работы в школе.
Бережно сохраняя традиции, сложившиеся в школе за 45 лет, педагоги используют новые педагогические технологии, добиваясь высоких результатов качества образования, участвуют в учебно-исследовательской деятельности. Школа сегодня внедряет государственную программу «Наша новая школа», которая предусматривает переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, расширение самостоятельности школ, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
К сожалению, здание школы за 45 лет уже успело состариться, а как хотелось бы учиться и работать в новой современной школе, оснащённой всем необходимым для получения полноценного образования, формирования физической и эстетической культуры учащихся. Мы осознаём, что сила образования не в здании и современной технике, ведь обходились же педагоги прошлых лет без инноваций. Но время предъявляет свои требования, свои критерии, добавляет свои ценности. Идти в ногу со временем – значит добиваться высоких результатов, стремиться во всем к лучшему.
Школа сегодня нуждается в переоснащении материальной базы в соответствии с требованиями нового государственного образовательного стандарта, чтобы каждый учитель мог использовать информационные и коммуникационные технологии в своей деятельности в любой момент урока. Нет у нас технических возможностей для применения широкополосного Интернета.
Школа начала ощущать дефицит квалифицированных педагогических кадров, потому что нет притока молодых специалистов в сферу образования.
Хорошо, когда у школы есть друзья
В наше непростое, очень нестабильное время школа как никогда нуждается в мудром, понимающем друге. И у нас есть такие друзья, есть родители и руководители предприятий и служб, готовые прийти на помощь. Это А.И. Истомина, Н.П. Пантелеманюк, А.И. Савичева, М.Ф. Шулепова, Н.А. Коломейчук и А.Ф. Коломейчук, И.В. Малюжич, И.В. Дровников, В.А. Спиридонов, З.А. Першина, В.П. Хмелевской и многие другие.
Особые слова благодарности – депутатам Законодательного Собрания края В.А. Дауту и А.Г. Гарсляну, помощнику депутата Н.В. Юстус – мы постоянно ощущаем их поддержку.
И счастье наше, что живут среди нас те, кто не говорит о добре, а творит его, кто зажигает маячок так, чтобы корабли могли не сбиться с пути. Благодаря именно таким людям, которые создавали школьные традиции и поддерживают их до сих пор, родилась и живет наша школьная семья.
Школа, родная колыбель знаний моя и моих друзей, источник познания мира, океан бесконечных двоек и пятерок, таблиц умножения и теории относительности, – с праздником тебя! Пусть еще многие годы твой парус надувают ветра знаний, добра и лучших человеческих отношений.
М. Габтеева,
заместитель директора по учебно-методической работе школы № 20.