Ирина Шуленина
Интерес к спектаклю на территории Каменного города гремячинцы проявили задолго до показа. Губахинская молодежная студия-театр «Доминанта» еще только репетировала свою версию неподвластной времени шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», а наш народ недоумевал: «Театр среди скал?». Особо переживающие за нынешнее состояние территории геологического памятника природы ворчали: «Одолели туристы, а тут еще и артисты!».
Природа подсказала
Как наш Каменный город стал площадкой для театрального действа, рассказала режиссер спектакля и художественный руководитель «Доминанты», выпускница ГИТИСа Любовь Зайцева:
– Три года назад я впервые побывала в Каменном городе и влюбилась в это место. С тех пор меня не покидала идея показать здесь спектакль «Ромео и Джульетта», который как нельзя лучше вписывается в ландшафт.
«Доминанта» неоднократно была участницей ландшафтных фестивалей – и в Европе (Лондон, Польша, Франция, Чехия), и в России (всероссийский Пушкинский театральный фестиваль в Пскове в Пушкинских Горах, Международный фестиваль любительских театров на байкальском острове Ольхон). Там и актеры, и зрители давно знают, что такое ландшафтный спектакль, понимают, во что играют, правила игры вырабатывались годами. Мы тоже пытаемся силой искусства подчеркнуть уникальность нашей природы. В будущем хотели бы еще и чеховскую «Чайку» сыграть на берегу Широковского водохранилища.
Репетировать и играть на природной площадке сложно, но невероятно интересно. Место впечатляет.
Каменный город оброс легендами. Мы попытались оставить еще одну, свою. Историю любви.
Вслед за историей
Вечером 13 июля группа гремячинцев и шумихинцев приехала на премьеру.
Уже при подходе к Каменному городу началось погружение в эпоху средневековья. Девушки в черных плащах (примерно в таких одеждах исполняли роль «хора» артисты в театре шекспировского времени) сопроводили нас на «городскую площадь». Вовлекаемые в действо, незаметно для себя мы перенеслись в атмосферу древней Вероны, где полюбили друг друга герои пьесы Шекспира. Вслед за их историей, в сопровождении флейты, скрипки и гитары – традиционных музыкальных инструментов итальянской истории – перемещались по семи площадкам Каменного города, будто по улочкам средневекового города, сопереживая кланам Монтекки или Капулетти. Артисты играли от нас на расстоянии вытянутой руки – так убедительно, что мы с первой до последней сцены были в плену у ситуации.
Уже после подумалось: каково было актерам за три дня отыграть под палящим солнцем, в 30-градусную жару пять спектаклей?! Их самоотдача, как и мастерство, и талантливая игра заслужили восторг публики.
«Браво!»
– долго не смолкали аплодисменты. Значит, людям еще нужно то, что создал поэт, отделенный от нас несколькими веками.
Играли в спектакле и нынешние актеры «Доминанты» и ее выпускники – актеры московских театров, в том числе актер театра МХАТ им. М. Горького Кирилл Зайцев, актриса Нового драматического театра (Москва) Алсу Юсупова и актер театра «Камертон» (Рига) Антон Патлин: 15 лет назад, еще детьми, они участвовали в первой постановке «Ромео и Джульетта» своего театра.
К слову, спектакль «Ромео и Джульетта» обещает стать главным событием Международного театрального фестиваля «Тайны горы Крестовой», который проходит в эти дни в Губахе. С программой фестиваля можно ознакомиться на сайте «Гора Крестовая».
Единство места, времени и действия
– Спектакль привлек внимание зрителей не только к самой истории влюбленных, но и к тому уникальному месту, где он проходил, – продолжила разговор Любовь Зайцева. – Потому не могу не высказаться относительно мнений о том, что своим актерским вторжением мы наносим ущерб природе. Подобные разговоры были и перед «Балетом на закате» на горе Крестовой, но после спектакля прекратились: все смогли убедиться, что это был «высокоинтеллектуальный подъем» на гору. Ведь после присутствия на спектакле пяти тысяч зрителей организаторы вынесли с территории горы всего семь мешков с мусором, оставленным, в основном, в урнах у торговых павильонов.
Примерно столько же мусора мы собирали перед каждой репетицией в Каменном городе. Как можно было играть Шекспира среди окурков, битого стекла и прочего хлама? Пока шла подготовка к спектаклю, мы следили за чистотой в Каменном городе. Увидите, что будет уже через месяц после того, как мы уйдем отсюда.
Что оставляют после себя на «улочках» Каменного города горе-туристы, я знаю – периодически бываю там с иногородними друзьями. Теперь мне будет вдвойне горько и досадно видеть мусор в таком волшебном месте, которое равно может служить и храмом природы, и храмом искусства.
Хочется надеяться, что «Доминанта» еще вернется сюда. И не для того, конечно, чтобы чистить территорию, тратя на это силы и время. Ведь сыгранных пяти спектаклей оказалось очень мало для всех желающих посмотреть «Ромео и Джульетту»: пространство Каменного города не позволяло собрать большую аудиторию – каждый спектакль был рассчитан на полсотни зрителей.
Будем ждать новых встреч с губахинскими артистами. Желаем «Доминанте» дальнейших успехов в творчестве и новых экспериментов», столь же удачных.










Фото автора.