Создание реактивной техники в СССР и США базировалось на немецких разработках. Во время 2-й мировой войны Германии удалось создать весьма совершенные образцы реактивных авиадвигателей и ракет. Их схемы и устройство стали классическими. Речь, в частности, идет о ракете ФАУ-2 с дальностью полета до 320 км и боевым зарядом 800 кг. Применялись они для обстрела Англии, чтобы вывести ее из войны. Желаемого результата немцы не достигли, хотя урон англичанам был нанесен значительный.
После окончания войны готовые и незавершенные ракеты, а также различное оборудование попало в руки нашей и американской армий (причем, американцам досталось намного больше, так как завод по производству ракет был в зоне действия армии США). В плен попали также и специалисты-ракетчики. С копирования немецкой техники и началась наша ракетная промышленность. Естественно, что направленность ее была военная – создание ядерного щита СССР. Работы по самой ракете вел Сергей Павлович Королев, по двигателю - Валентин Петрович Глушко. В подмосковном городе Химки располагались двигательное ОКБ (опытно-конструкторское бюро), опытный завод и испытательная станция. Конструкция двигателя постепенно развивалась для увеличения его мощности, а следовательно - и увеличения дальности полета и массы полезного груза. Задача обороны страны была успешно решена.
С этого времени С.П. Королев приступил к осуществлению своей мечты о полете человека в космос. Он сумел убедить правительство в необходимости реализации этого проекта. Полагаю, что Королев представил доводы об эффективности разведки из космоса и о престиже СССР, так как американцы буквально наступали нам «на пятки». В итоге было сделано то, что мы видим с экрана телевизора – запуск космического корабля «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту.
Предчувствие события уже витало в воздухе. Сообщение ТАСС голосом Ю. Левитана я услышал через стенку от соседей. Трудно передать свое состояние. Хотелось немедленно выскочить на улицу и кричать от восторга. В филиале (где я потом стал работать) стояли чуть ли не на головах. Радио не умолкало – песни, марши, лозунги, призывы. Через несколько дней в Кремле был прием Ю. Гагарина. Подвыпивший Н.С. Хрущев произнес: «Юрка там был, он все видел!». На этом трансляцию вырубили.
12 апреля 1961 года – это не только прорыв в неизведанную человеком область. Это было еще и всенародное ликование, сравнимое с 9 мая 1945 года. За всю историю нашего народа с октября 1917 года красными были только эти два дня, и в них выразилась надежда людей на изменение жизни к лучшему. К сожалению, эти мечты так и не осуществились.
Возвращаюсь к моей работе в ракетной технике. После окончания института я в сентябре 1961 года поступил в филиал ОКБ Глушко при заводе им. Я.М. Свердлова (ЗИС) в г. Перми. Завод в это время производил ЖРД РД-214 для ракеты Р-12, которая была главным предметом Карибского кризиса 1962 г., поставившего мир на грань ядерной войны. Задача филиала – конструкторское сопровождение изготовления двигателя при его серийном производстве (таких филиалов было несколько, так как двигатели изготавливались и в других городах). В цехах завода возникает масса разнообразных вопросов. Жизнь не стоит на месте, меняются способы обработки деталей, появляются новые технологические приемы и т.д. Все это нужно тщательно изучить, проверить и только после этого принять или отклонить предлагаемое. В этом залог высокого качества выпускаемых изделий не только в ракетной технике.
Двигатель РД-214 выпускался в большом количестве. Кроме непосредственных задач обороны он позволил вывести на орбиту вокруг Земли 143 спутника серии «Космос» и «Интеркосмос» для изучения ближнего космоса и проведения астрофизических и биологических экспериментов.
Следующим двигателем, изготавливаемом на ЗИС,е в мою бытность, стал РД-253. Это второй в мире по мощности после американского двигателя Ф-1 для лунной ракеты «Сатурн». РД-253 в составе первой ступени ракеты «Протон» вывел на орбиту космические аппараты «Луна», «Венера», «Марс», орбитальную станцию «Салют», спутники связи «Радуга», «Экран» и «Горизонт». Форсированный двигатель вывел на орбиту станцию «Мир» и астрофизический модуль «Квант».
Работа над двигателем была трудной. Многие детали, узлы и агрегаты потребовали новых технологий изготовления, ранее не применявшихся на заводе. Дефектность деталей, впрочем, как и на любом производстве, была большой. Каждое утро начиналось с обхода цехов, где изготавливались детали моего сектора – турбонасосного агрегата (ТНА), «сердца» двигателя. Агрегат очень нагруженный. Достаточно сказать, что его мощность при небольших размерах составляет 25 тысяч лошадиных сил. Особенно «донимали» корпуса насосов из литейного алюминиевого сплава. Они должны были обеспечить высокое давление гидравлических испытаний, которое держали с трудом. Когда я уходил из филиала в 1993 году, эта проблема так и оставалась неизжитой.
Но как бы то ни было, завод обеспечивал высокое качество двигателей. Отказов первой ступени «Протона» не было за всю эксплуатацию ракеты. Как высоконадежное изделие двигатель РД-253 экспонировался на ВДНХ. Постановлением Главного выставочного комитета 8 сотрудников филиала были награждены медалями. В их числе был и я, получивший «серебро». На заводе мне было присвоено звание «Отличник качества ЗИС».
Оглядываясь назад, должен сказать, что работа в ракетной технике приучила меня к дисциплине труда, умению разбираться в деловых качествах людей и, что немаловажно, трезво оценивать явления общественной жизни, в том числе и сегодняшней.
Еще добавлю, что ракетная техника очень дорогостоящее занятие. СССР не смог осуществить «лунную» программу, хотя в ОКБ Королева была создана ракета для полета на Луну. Мы не выдержали состязания с США, поскольку в СССР фактически экономики, как таковой, не существовало. То же самое происходит и в постсоветской России. Сколько это будет продолжаться – неизвестно.
"ОК", № 26 (9773) вторник, 12 апреля 2011 года