Ответы на данные вопросы постарались найти клубные работники западных территорий Пермского края в ходе семинара “Традиции масленичных гуляний”. Участие в обучающем действе приняли также очёрские, талицкие и павловские массовики-затейники.
Перед клубными деятелями выступили педагоги Пермского колледжа искусства и культуры - Ф.В. Рутулите и Т.А. Витошкина. Они рассказали, как проводится праздник Масленицы в других районах Прикамья. Две обаятельные, творчески активные женщины поведали о том, как проходят иные гуляния в различных местах Пермского края. Так, в Коми округе люди занятно проводят Троицу. У служителей во имя культуры есть неплохие сценарные разработки, и позиционируют они себя в основном на данном празднике.
В селе Уинском ежегодно с размахом народ гуляет в Медовый Спас. Программы выстроены профессионально и оригинально, насыщенно и с присущим татарским акцентом. Чернушку от прикамских городов отличает достойное выстраивание хода празднования Хлебного Спаса. А в Ильинском традиционно, совместно с храмом и церковным хором, на закате лета культурные работники проводят Ильин день. Что же касается Масленицы, корни которой уходят в славянское язычество, то народ с удовольствием идёт на устраиваемые гулянья. Ведь в людях просыпается естественная радость от знания, что за окнами почти весна, и десятимесячная зима скоро вновь снимет с себя обязательства полноправной владычицы земли русской.
Необходимо вспомнить, что испокон веков церковь не признавала Масленицу. Но современность диктует свои правила, и служители Бога уже смирились с языческим обычаем.
Как отметила пермский режиссёр Фаина Вацловасовна, на Руси Масленица считалась пьяным, разгульным праздником. Пил люд до одури. После продолжительных застолий россияне падали на белую, холодную землю и замерзали насмерть. Утром следующего дня родственники замёрзших приходили на место великих гуляний в поисках мужей и дев, сгинувших от хмеля. По традиции в пьяном угаре мужики били друг другу морды, наносили телесные увечья, выпускали пар, отрывались на полную катушку. А затем после Прощёного воскресенья в течение сорока дней Великого Поста замаливали грехи.
Пермские педагоги просили заметить, что не нужно путать Проводы русской зимы – праздник, навязанный советской властью – с солнечной Масленицей. Ведь нет в природе проводов весны, лета или осени. А клубные работники зачастую предлагают жителям своих родных территорий празднование Проводов зимы вместо того, чтобы организовать полноценное всенародное гулянье с поеданием блинов, включением в программу скоморохов и иных героев, петушиными боями, катанием на лошадях, бегом на ходулях, с силовыми богатырскими поединками и другими забавами. В общем, и очёрцы давно не гуляли на Масленице, ход которой нужно тщательно разрабатывать и насыщать исконно русскими игрищами, аттракционами, потехами; включать в общее действо заводил-героев – Петрушку, девку с козой, Весну, цыган, солдата-балагура, Шиша и даже чёрта. Последний персонаж – воистину фольклорный и разбитной. А так как в Масленице изначально нет ярко выраженной красоты, - «разухабистое» лицо чёрта тоже вправе быть одним из главных на празднике.
В старину и сегодня Масленицу прозывали и прозывают «родственной неделей», потому что родственники должны друг друга посетить и угостить блинами. А в конце масленичной недели всем миром шли сжигать чучело Маслёны. Считается, что вместе с пеплом чучела разлетаются и уходят в небытие все недостатки, от которых желают избавиться люди. К большому костру все – от мала до велика – приносят старые, обветшалые вещи, дабы спалить все горести и несчастья. Заводят большой хоровод и поют «Гори, гори ясно…».
Надеюсь, что читатели и специалисты в области очёрской культуры для себя сделают выводы после прочтения данного материала и поймут, сумели мы сохранить дедовские масленичные традиции или не сумели. Но ясно одно: того, что было нажито в царские и советские времена, не воскресить. Будет ли что-то новое в замыслах культурных деятелей – неизвестно.
"ОК", № 17 (9764) пятница, 11 марта 2011 года