Первым человеком, начавшим в 1966 году сбор исторически ценных данных, был Е.Б. Лузин, ученик краеведа А.В. Нецветаева. Второе рождение павловский музей получил при присоединении к библиотеке. С 1992 года работники учреждения бережно и трепетно собирают приносимые павловчанами вещи.
Т.М. Степанова, сотрудник библиотеки-музея, говорит: «Предметы старины важно собирать для того, чтобы сравнить, как было раньше и как сейчас». Татьяна Михайловна проводит экскурсии по трём небольшим залам сельского музея и рассказывает посетителям о каждом экспонате. Павловские библиотекари до сих пор проводят экскурсии бесплатно – этим они привлекают многих детей.
Здесь есть уникальные вещи и редкие подарки, которые музей получает благодаря сотрудничеству библиотеки с известными людьми. Как, например, книга Н.В. Нефёдовой «Страна моего детства», которую подарили дети автора книги, внуки В.М. Лабутина, земского учителя, работавшего в посёлке в конце 19-го - начале 20-го веков. Благодаря этому человеку на Одуе была построена детская начальная школа, в которой сейчас расположена спортшкола «Прометей».
Другому сельскому музею пока ещё далеко до павловского. Здесь предметы старины собраны только в одной комнатке, их немного, но все они принесены местными жителями и оставлены в память о деревне. Речь идёт о музее, расположенном при центральном доме культуры в д. Семеново. Работает над его созданием В.Н. Бурдина, сотрудник клуба.
Валентина Николаевна рассказывает, что идея создания деревенского музея возникла ещё в 1989 году, когда нужно было собрать экспонаты для районной выставки народного творчества: «Прошли мы тогда по деревне, собрали у бабушек самотканые полотенца, рушники». Полотенца ручной работы Е.С. Шавриной были отправлены на Всесоюзную выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). О семёновских умелицах узнали и в Москве.
С тех пор постепенно собираются предметы деревенского быта в музее при клубе. Основными дарителями предметов старины остаются всё те же семёновские и макаровские бабушки - А.П. Бурдина, Л.В. Спехова, М.П. Шилова и другие старожилы. Многие из них говорят: «Когда помру, куда девать всё это будут?» - и несут в музей домашнюю утварь, фотографии с войны, вышитые полотенца, скатерти, достают с чердаков и из подпола доски для стирки, утюги, принесли даже старинный ткацкий станок. Пожилые селяне стараются оставить частичку памяти о себе в деревенском музее.
Некоторые экспонаты попадают сюда почти случайно. В.Н. Бурдина вспомнила случай, как она собирала ягоды на Макаровой горе и чем-то порезала ногу. Оказалось, что в траве лежал старинный светильник, в который ставили лучину. Теперь он стал музейным экспонатом.
В планах Валентины Николаевны обойти все соседние деревни и собрать предметы быта, которые не используются жителями. Всё меньше и меньше остаётся старожилов в деревнях – нужно успевать.
В.Н. Бурдина, уроженка деревни Макарова гора, составила историю своей деревни в фотографиях и записях – получился целый альбом. Цены нет таким альбомам. Вот, если бы в каждой деревне был хоть один житель, который способен собрать воедино информацию о местности, - было бы здорово.
Историю зарождения деревни Семёново пока не увидишь в музее – здесь представлен только быт селян и вещи, сделанные руками семёновцев, их фото. Дело в том, что жители Семёново не знают, в каком десятилетии какого столетия была образована деревня.
Старожилы рассказывают легенду: три брата пришли на это место – Макар, Семён и Тарас Бурдины – и расселились вдоль речки. Макар ушёл на гору – стала Макарова гора. От имени Семён образовалась деревня Семёново. Тарас не успел выстроить дом - он выкопал яму под фундамент, вскоре умер. До сих пор овраг за деревней, где когда-то один из братьев хотел построить дом, называется Тарасик. Когда именно появились Семёново и Макарова гора, никто сказать не может.
Кипринцы, спешковцы празднуют юбилейные даты со дня зарождения своих деревень, а семёновцы просто отмечают День деревни, который по старинной традиции приурочен ко дню Святой Троицы. Для деревни Семёново это престольный праздник.
В начале 1990-х годов киностудией “Мосфильм” был снят фильм о Макаровой горе “Маэстро с ниточкой”, что тоже стало одним из важных исторических документов эпохи, который теперь хранится в сельском музее.
***
Помните мультфильм про домовёнка Кузю? Этот молодой домовой бережно хранил сундук со сказками, который открывал по вечерам, и из него вылетали старинные русские сказки. Наверное, деревенские музеи – это волшебные сундуки со сказками, которые, если их открыть для себя, расскажут о том, чем жили люди в деревнях сто и больше лет назад, во что они верили, как выглядели. Для современных людей жизнь 19-20 веков и есть сказка, настолько она отличается от реальности.
Сундуки со сказками деревенского быта нужно хранить и наполнять, чтобы будущие поколения людей смогли представить, как жили очёрские деревни.
"ОК", № 94 (9741) пятница, 10 декабря 2010 года