Для людей творческих осень – особая пора. Золотой листопад, короткое, как миг, бабье лето, плачущее небо, увядание природы… Как ни странно, именно в эту пору во многих просыпается вдохновение, заставляя поэта браться за перо, художника – за кисть, композитора – садиться за рояль. Кстати, прикамский художник Альберт Турбин считает, что музыка, живопись и поэзия – это и есть самое прекрасное, что существует в обществе. Об этом он заявил на открытии передвижной выставки художников Прикамья в Нытве. Был Альберт Турбин у нас не один, а в большой компании своих коллег.
Надо сказать, что Нытва стала четвертым, завершающим городом, где мастера кисти с удовольствием представляют свой прекрасный осенний вернисаж. Полюбоваться им удалось уже жителям Красновишерска, Губахи, Чайковского. К слову, на выставке представлена не только живопись, но и графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Но о том, что сделано руками профессионалов, чуть позже. Пока о детях. Ведь в программе пребывания талантливых гостей в Нытве значилось не только официальное открытие выставки, но и мастер-класс в детской школе искусств.
урок вела доцент кафедры живописи ПГИ искусства и культуры, член Союза художников России Елена Постнова. Она же была в первом выпуске мастерской народного художника СССР Е.Н. Широкова. Так что занимался с ребятами настоящий мастер живописи. Что важно, выполняли в тот день юные художники дебютные работы. Обычно они пишут акварелью, а тут пришлось работать масляными красками. Поэтому, прежде чем сесть за мольберт, каждый совместно с педагогом наполнил свою палитру необходимыми красками, начиная от холодных тонов, кончая теплыми. В итоге легли на нее ультрамарин, сажа, умбра, кобальт, окись хрома, индиго, белила и другие.
И вот в руках ребят уже кисти. Предстояло им выполнить натюрморт в технике а-ля прим, это живопись по сырому в один сеанс, без использования карандаша. Это давняя выдумка импрессионистов, а сегодня впервые столкнуться с ней пришлось воспитанникам ДШИ. Художественная композиция состояла из осеннего букета в вазе, яблока и чайной чашки с блюдцем. Масло не акварель, это особый материал. Поэтому и полотна, написанные в масле, тоже весьма любопытны. Порой смотришь на них с близкого расстояния и видишь сплошной хаос. Стоит только отойти, и картина тут же превращается в шедевр. Так и на мастер-классе казалось, что работы ребят на зачаточном этапе состоят из одних беспорядочных мазков. Но конечный результат приятно удивил. Увидели его все, кто пришел в Нытвенский историко-краеведческий музей на официальное открытие выставки.
Началась она с демонстрации картин, выполненных умелыми детскими руками. Надо признать, что дебют состоялся! Такой этюд, да еще оформленный в рамочку, под стекло, украсил бы любую стену. О том же говорили и профессионалы, которые заверили, что у наших ребят большие творческие перспективы. А приезжали к нам Виктор Остапенко, доцент кафедры академического рисунка и графики Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, искусствовед Александр Доминяк, председатель секции живописи Пермского отделения СХР Сергей Подрез, член Союза художников России Тамара Долгих, исполнительный директор Пермского дома художника Асмат Вазагашвили. Практически все выразили восхищение по поводу нашего гостеприимного музея и города, который является благоприятным местом именно для художников. Его живописные окрестности, старинные здания, уютные улочки – все это весьма удачно легло бы на полотно. Почетный гость мероприятия отец Марк, настоятель церкви иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия», даже пригласил художников в Шерью, чтобы те организовали выездной пленэр. Кто поспорит – шерьинские пейзажи и впрямь неописуемо красивы.
А после открытия всех ждало самое главное – знакомство с работами художников, графиков, скульпторов, прикладников. Представлено их на выставке порядка семидесяти. Каждая работа уникальна, у каждого автора свой особый стиль и почерк. Больше всего в экспозиции живописи, а основными темами сюжетов являются природа и человек. Вот «Весенний мотив» А.С. Новодворского, а вот «Весна в городе» В.И. Болотова. Казалось бы, время года одно и то же, но как по-разному подана весна на картинах. На первой, в деревне, она более свободная, привольная, легкая и беззаботная. На второй весне средь каменных многоэтажек немножко тесно, трудней развернуться, тем не менее, заметно, что после долгой зимы дышать стало гораздо легче. Еще немного, и высотки спрячутся в зелени тополей и берез. Природа в ожидании тепла, света и солнца.
Так же можно сравнить и белоснежные ромашки, созданные кистью двух разных художников – Р.Б. Имсагилова и Н.А. Кирсановой. Оба свои работы назвали одинаково – «Лето». Но удивительно, что мужская рука поставила ромашки в вазу, сделав их королевами средь охапки других сорванных полевых цветов. А женская рука предпочла во что бы то ни стало сохранить жизнь белым красавицам, несмотря на то что соседствуют они с репейником и другими растущими возле забора колючками. На «Осеннее чаепитие» с дегустацией спелых яблок приглашает зрителя В.Н. Соловьева, в вечернюю Губаху – Е.В. Черткова, окунуться в солнечный зимний день – Л.П. Фомин, прогуляться по старым улицам Перми – В.С. Печерский. Впрочем, о картинах лучше всего не говорить, их надо смотреть. К тому же у нытвенцев, неравнодушных к живописи, такая возможность есть, поскольку продлится выставка до 27 ноября. Общение с искусством, встреча с прекрасным, особенно в такие хмурые осенние дни, – настоящий праздник для души.
Ольга Радостева.
Фото автора.