Когда в центре Нытвы появились шустрые дорожные строители из ближнего зарубежья в оранжевых жилетах и загрохотала многочисленная техника, все обрадовались: «Наконец-то!». Неудачно начатая осенью реализация проекта по реконструкции площади все же продолжилась. Как говорится, дело пошло. Что ни день, то что-то новое. Хороший подарок к юбилею города! Но наряду с преобразованиями менялось и настроение людей. Особенно водителей. Причем в худшую сторону. Запаниковали и пассажиры.
Центр – это не Арбат
Если кто-то решил, что раздуваем проблему, это не так. Мы тоже за комфорт и уют в городе и с удовольствием порадовались бы приятным изменениям в нем. Лично мне, как пешеходу, прибегающему к общественному транспорту в крайне редких случаях, прогуливаться по свеженькому ровненькому асфальту одно удовольствие. К тому же кругом клумбы, на которых вот-вот появятся цветы. Красота! Но ведь центр Нытвы – это не Арбат для прогулок и даже не цветник с щедро выделенной для него землей, а большая и самая главная в Нытве транспортная развязка, где безостановочно движутся легковые автомобили, грузовые машины, автобусы городских и пригородных маршрутов, мотоциклы. Поэтому место для движения должно быть свободным и ничем не загроможденным. Что же получается на деле? Почему не нравится людям проект, одобренный соответствующими службами и прошедший экспертизу? Ведь, казалось бы, работали над ним профессионалы. Выйти же на улицу и выслушать мнение горожан заставили нас возмущенные читатели, чьи упреки о равнодушии к проблеме в последнее время мы стали слышать не по одному разу в день.
Посоветовались ли с водителями?
Практически рядом с редакцией встретили Владимира Каменских, стоявшего возле своего автомобиля. Представился он нам не просто как горожанин, а бывший дорожный строитель с 20-летним стажем. Мужчине как никому знакомо то, как искоренять одну из российских бед. Не один километр дорог строил в свое время в Нытвенском районе, работал на грейдере. Поэтому наш собеседник, как специалист, решил объяснить все наглядно. На земле начертил схемку и показал, что ему нравится, а что нет.
– То, что в центре появились клумбы, хорошие пешеходные дорожки, это, конечно, большой плюс, – уверяет болеющий за свой город житель. – Но места для проезда, считаю, оставили очень мало. Посмотрите на ту «загибулину» перед администрацией. Кто это с таким размахом решил врезаться в проезжую часть? Там же было гораздо свободней. Слишком большая площадь отведена под клумбы. Для маленьких автомобилей, может быть, и удобно. А вот длинным междугородным автобусам здесь проехать проблемно. Не впишутся. Не очень нравится мне эта планировка.
Таково мнение автомобилиста. А что говорят водители автобусов? Без всякого выбора подходим к тому, который стоит ближе, на остановке возле магазина «Мой дом». Не с самым лучшим настроением встретил нас водитель «ПАЗа» Александр Дементьев.
– Автобусам уже сейчас негде развернуться, а представляете, что будет зимой, когда заметет. А если гололед? Со стороны пруда в гору не подняться, особенно большегрузным машинам (хотя здесь проезд им запрещен. – Ред.). Если раньше можно было их объехать, то теперь этого не сделаешь, так как мешает газон на подъеме, на повороте. Большой транспорт встанет, и остальные тоже. Не предусмотрено как-то все. С водителями хотя бы посоветовались. Остановка с рынка перенесена на новое место, хотя именно там наибольшее скопление народа. Теперь посмотрите, какое неудобство для пассажиров, нужно сделать огромный обход, чтобы добраться до остановки. «Кармана» для автобуса здесь нет. Проезжая часть узкая, зато пешеходная широченная. Пробок у нас, слава богу, не было. Теперь мы их создали сами.
– Беда будет зимой, – поддерживает своего коллегу водитель «Газели» Владимир Каменских, которого мы застали в ожидании пассажиров около магазина «Эльдорадо». – С дальнобойщиками здесь особо не разъехаться. Если терпения на одну зиму хватит, то хорошо. Вот увидите, будут переделывать.
– Ваш транспорт небольшой, вам легче, – успокаиваем мы.
– Где легче? Смотрите, встал впереди большой автобус, и нам уже остановиться негде. Что, город без общественного транспорта хочет остаться?
Подходим еще к двум подъехавшим автобусам. Водители вышли. Курят. Беседуют. О чем? Да все о том же. Так что нам лишь пришлось быть свидетелями разговора.
– Пассажиры садятся в автобус, а на той стороне дороги просят остановить и высадить. Многие так и не разобрались, в которую сторону везут их. Хотя бы предупредили, написали объявление, а то каждому приходится объяснять.
– У вас автобус большой, – обращаемся мы ко второму водителю. – Как вам?
– Знаков нет, остановился в середине дороги, вот и все. Что мучиться моей махине? Вон, смотрите, все идут, едут, где хотят.
– Проектировщики не подумали ни о пассажирах, ни о водителях, – тяжко вздохнув, высказался по телефону о дорожных переменах директор АТП Александр Ведерников.
И помчалась милая
Не в восторге от изменений в центре Нытвы дачница Татьяна из Перми, ожидающая автобус.
– Мы с мужем здесь бываем часто, поэтому о состоянии дорог знаем не понаслышке. То, что их надо ремонтировать, это однозначно. И то, что взялись за это дело, хорошо. Но, как уверяет супруг, настолько загнали водителей, хоть как тут изворачивайся.
– Я живу в деревне, до Нытвы езжу редко, поэтому не хочу судить, хорошо или плохо у вас в центре, – заявляет женщина, с которой мы пытаемся перей-ти дорогу в районе аптеки «24 часа». – Приятно, асфальтом пахнет. В наше время это дорогое удовольствие. Меня беспокоит другое. Где знаки? Как оказаться на той стороне? Так, ГАИ не видно.
…И помчалась…
По правилу правой руки
В тот момент сотрудники ГИБДД и впрямь отсутствовали в центре. Но узнать их позицию нам тоже было небезынтересно. Вот как комментирует ситуацию исполняющий обязанности начальника ГИБДД Максим Попов:
– Что важно, народ привык бегать по центру по одним и тем же тропкам, где, по их мнению, совершенно не обязательно соблюдать правила дорожного движения. То же самое я могу сказать и по многим водителям, которых становится все больше и больше (благосостояние растет, количество транспорта тоже). И стоило только попасть им в маленькую ловушку, тут же началась паника. То, что нет знаков, это явление временное, связанное с реконструкцией. Они будут установлены буквально сегодня-завтра. Но каждый нормальный водитель должен знать в таких случаях простое правило – правой руки. То, что столпотворение у «Газелей», это их беда. Частники думают лишь о деньгах, а не о пассажирах и порядке на дороге. Нужно работать, подобно АТП, по расписанию, о чем не раз предупреждали частных перевозчиков. Тогда прекратятся и толкучки, и гонки. И самое главное, что хочется пожелать всем участникам дорожного движения, это уважения друг к другу и взаимовежливости.
Ольга РАДОСТЕВА.