Новый образовательный центр, школа старшеклассников… Так называют созданное четыре года назад на базе школы № 3 муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа г. Нытвы". Признаться, к открытию НОЦ далеко не все отнеслись (и сегодня относятся) однозначно. Прошло время. Насколько правильным на тот момент было решение Земского Собрания, говорят сегодняшние результаты. Они есть.
Поскольку статистику называют вещью упрямой, мы решили начать не с цифр. А с беседы с ребятами, которые с удовольствием согласились высказать свое мнение о школе.
– Нам очень нравится учебный процесс, – заявляют одиннадцатиклассницы Даша Анферова и Марина Салина из поселка Уральского. – Самое главное, что есть возможность заниматься профильными предметами, что пригодится при поступлении в вуз. Все ребята заинтересованы в учебе.
А Влад Ощепков делает акцент на материально-технической базе, что характерно для мальчишек:
– Меня очень привлекает оборудование. Писать на интерактивных досках гораздо интересней, чем на простых мелом. Везде компьютеры, Интернет. Мой любимый предмет – физика. А поступать планирую в ПГУ.
Довольны учебой в стенах данного заведения и вчерашний гимназист Юрий Костин, планирующий поступать в технический университет, Сергей Шипицин из Мокино – потенциальный кандидат на золотую медаль. Присоединяется к разговору представительница Чекменевской школы Жанна Гатаулина, которая помимо основной учебы пишет проекты, а также неравнодушна к легкой атлетике и даже боксу.
При общении с ребятами чувствуется уже какая-то студенческая атмосфера и самостоятельность. По словам директора НОЦ Ирины Мальцевой, именно это и является одной из основных целей школы. Руководитель заявляет, главное для ребят – это самоопределение. То есть здесь практически каждый знает, куда он завтра поступит учиться и каким предметам сегодня нужно уделять наибольшее внимание. А ведь здесь и впрямь многое напоминает студенческую среду. Скажем, занимаются ребята не в классах, а в аудиториях, имеются два лекционных зала, хорошисты получают стипендию, нет-нет да приезжают к ним преподаватели пермских вузов. И в расписании, как в институте, бывают "окна". Кстати, используют их учащиеся в целях самообразования. Работают на компьютере, занимаются в библиотеке, пишут проекты. Пройдясь с Ириной Евгеньевной по всей школе, мы сами убедились во всем вышесказанном. Здесь создан современный имущественный комплекс: 6 учебных аудиторий, лекционные залы на 50 и 30 мест, кабинет информатики, лаборатории физики, химии и биологии, кабинет психолога, библиотечный комплекс. Кстати, в последнем создан богатый фонд учебной и методической литературы – 5165 экземпляров, вся литература 2009-2010 годов издания. Во всех кабинетах имеются необходимые цифровые ресурсы. Издается школьная газета. Надо отметить, что школа полностью оснащена отвечающим современным условиям компьютерным и лабораторным оборудованием, в библиотеке имеются интерактивные комплексы. Кабинет иностранного языка оснащен лингафонным оборудованием. В школе создана локальная сеть, обеспечивающая педагогам и учащимся выход в Интернет. Имеется хорошая база для занятий спортом. Закуплено спортивное оборудование для тренажерного зала, 30 пар пластиковых лыж, 3 теннисных стола, отремонтирован бассейн.
В новом образовательном центре проведена концентрация высококвалифицированных педагогических кадров района. На четвертый год существования педколлектив насчитывает 19 учителей (14 штатных и 5 совместителей), из них половина с высшей квалификационной категорией. В школе трудятся два заслуженных учителя РФ – Нина Павловна Каменских (физика) и Людмила Павловна Костарева (математика), один отличник народного просвещения, два являются победителями приоритетного национального проекта "Образование". Что касается контингента учеников, то учатся здесь ребята из самых разных уголков района. Начинали с 64 учащихся, а прошлый учебный год закончили уже 168 человек. В этом году за парты сели 104 десятиклассника и 91 одиннадцатиклассник. Увеличению количества учащихся способствовали проведенная педколлективом работа по предпрофильному самоопределению девятиклассников, предпрофильный лагерь "Мой выбор", который проводился в осенние и весенние каникулы, а также состоявшаяся реорганизация муниципальных образовательных учреждений района. Нам сообщили, судя по демографической ситуации в районе и учитывая наличие 5 средних ОУ, можно предположить, что наполняемость учебного заведения в течение предстоящих 2-3 лет будет оставаться на уровне 170-200 учащихся.
Новая школа. А оправдывает ли она свое название в плане учебного процесса? Ведь здесь многое должно быть по-новому. Так и есть. Основой организации образовательного процесса является учебный план школы, который формируется на основе индивидуальных учебных планов всех учащихся. А составляют их ребята при поступлении. Казалось, составить для себя план учебы – дело непростое. Но надо сказать, учащиеся приходят сюда уже подготовленными, всему этому их учат в предпрофильном лагере "Мой выбор". Кроме того, тема самоопределения обсуждается на проводимых школой днях открытых дверей, встречами за круглым столом. Так что же все-таки такое индивидуальный образовательный план для каждого ученика? Говоря языком обывателя, ученик для более глубокого изучения выбирает те предметы, которые ему пригодятся для поступления после школы в то или иное учебное заведение. Остальные преподаются на базовом уровне. Скажем, Даша Анферова собирается поступать в высшую школу экономики, поэтому профильным предметом у нее является математика. Кому-то нужен иностранный язык, который можно изучать здесь не два часа в неделю, как в обычной школе, а шесть. И так с любым предметом. Поэтому и расписание в школе особое. Здесь оно просто не может быть стандартным. Тем более что реестр образовательных услуг в соответствии с заявками учащихся может меняться и дополняться. Ребята учатся группами, которая может состоять даже из 4-5 человек. В прошлом году десятиклассники имели возможность обучаться по предмету "технология" на базе местного техникума, школа работает с учреждениями дополнительного образования. Уже в этом году идет активное сотрудничество с фармацевтической и сельскохозяйственной академиями по проведению учебных практик и элективов.
Количество предметов, по которым учащиеся сдают ЕГЭ, из года в год увеличивается. Если в 2009 году сдавали по 9 предметам, то в 2010 – по 10 предметам, а в 2011 – по 11.
При этом следует отметить, что средний балл ЕГЭ детей, изучавших предмет на профильном уровне, гораздо выше, чем балл учащихся базовых групп. Так что технология профильного обучения работает на качество образования. В 2011 году увеличилось и количество выпускников, сдавших ЕГЭ на 225 баллов и выше. В 2009-2010 учебном году таковых было двое, а в прошлом уже восемь, и поступило в вузы 54,1%. Положительных моментов много. Но было бы неправильным, если бы не упомянули о проблемах. Как и в любом учреждении, они имеются. В частности, связаны они с самоопределением. Это и недостаточная готовность ОУ для дальнейшего получения образования как самого учащегося, так и родителей, семьи; не совсем верная оценка способностей и их соотношение со своими возможностями у учащихся; отсутствие соответствующей подготовки у учащегося для продолжения образования на старшей ступени; отсутствие информации по профориентации и учебным заведениям края. Для решения этих проблем учреждением разрабатываются и реализуются подпроекты. Система находится еще в стадии становления.
Ольга РАДОСТЕВА.