1 декабря в 10.00 в поселке Кирпичный (г. Нытва) произошел пожар в 2-х квартирном брусовом доме.
В одной из квартир проживала женщина 1984 г.р. с тремя детьми (мальчиками 2006 г.р., 2007 г.р., 2009 г.р.). Мать детей ушла на работу. За детьми оставалась присматривать сестра хозяйки дома – женщина 1990 г.р., она заснула. Проснулась она, когда почувствовала запах дыма, горела кухня. Взяв телефон, няня выбежала из дома, забыв про детей, дверь в дом оставила открытой. Соседка, увидев пожар, попыталась прийти на помощь и разбила стекла во всех окнах дома. Пожар стремительно развивался внутри дома из-за большого притока кислорода (открытая дверь, разбитые окна). Сообщение о пожаре поступило от рыбака (дом находится на берегу реки). К моменту прибытия первых пожарных расчетов к месту вызова дом был полностью охвачен огнем. Внутри дома пожарные обнаружили тела трех детей. Причина пожара – шалость детей с огнем. Детский сад мальчики не посещали.
Пожары, происходящие по причине детской шалости с огнем, и особенно гибель и травмирование детей находятся на особом контроле. Каждый пожар детально разбирается. Устанавливается, что способствовало возникновению возгорания. Также выясняется, почему был возможен доступ ребенка к источнику возможного пожара – спичкам и зажигалкам. В каждом случае оценивается поведение взрослых, а именно, по каким причинам ребенок был оставлен один, условия его проживания и воспитания. Немаловажное значение имеет то, посещает ли ребенок школу или детский сад. Ведь именно в образовательных детских учреждениях дают детям основы знаний о правилах пожарной безопасности, прививают навыки поведения на случай возникновения пожаров. Чтобы эффективно вести работу по профилактике пожаров среди детей, необходимо учитывать особенности их психологического развития.
За комментариями мы обратились к психологу Главного управления МЧС России по Пермскому краю (кандидату психологических наук) капитану внутренней службы Н. В. Суворовой:
– Участниками пожаров по причине шалости с огнем, как правило, становятся дети от 2 до 6 лет. Это период становления и развития всех психических процессов ребенка, которые происходят в игре. Игра является для данной категории детей ведущей деятельностью, моделирующей жизнь взрослых. Через игру ребенок познает мир, а познание окружающего мира – это, как мы знаем, естественная потребность маленьких людей. Детская психика устроена таким образом, что ребенок пребывает в постоянном поиске объектов, имеющих "игровую ценность", ему любопытно все, что попадается на глаза. И иногда познавательный интерес приводит детей к спичкам, особенно когда дети предоставлены сами себе. Игра со спичками дает остроту переживаний, позволяет соприкоснуться с неизвестным. Иногда такие эксперименты заканчиваются плачевно для юных исследователей.
Поэтому, как уже не раз говорилось, задача взрослых состоит в том, чтобы вовремя организовать, направить детское любопытство и сформировать у непосед стратегию безопасного поведения. Детский «курс безопасности» стоит начать как можно раньше.
Он может проходить на конкретных примерах, в состязаниях, в веселой игре. Но чтобы все такие уроки были усвоены на "отлично", надо не только учить, но и закреплять весь "пройденный материал" в игре, в действии, в повторении. И без родительской помощи тут не обойтись.
Подводя итоги вышесказанного, хочется еще раз обратиться к взрослым: родителям, педагогам. Помните, что любое чрезвычайное происшествие с детьми – это предупредительный сигнал.
Будьте внимательны к детям, именно вы должны создать у ребенка чувство безопасности, заложить правильные навыки и умения безопасного поведения.
Дарья КОЧНЕВА, заместитель начальника пресс-службы ГУ МЧС России по Пермскому краю.