Я с детства боюсь высоты: не могу стоять на крутом обрыве и даже на балконе пятого этажа чувствую себя неуютно. Поэтому очередное задание редакции изрядно меня озадачило. Мне предстояло… совершить подъем на воздушном шаре. Ничего не поделаешь – работа есть работа. Пришлось на время забыть о своих страхах и отправиться в Кунгур – уральскую столицу воздухоплавания.
У небольшого прикамского городка есть все основания, чтобы носить это гордое звание. Во-первых, здесь находится единственная на Урале школа пилотов тепловых аэростатов. Во-вторых, тут имеется сквер воздухоплавателей, который украшает бронзовая статуя Никитки-летуна – первого покорителя неба на Руси. В-третьих, совсем недавно появился музей воздухоплавания. Ну а самое главное – в Кунгуре ежегодно в конце июня-начале июля проводится спортивно-зрелищный фестиваль «Небесная ярмарка», на который съезжаются сильнейшие аэронавты не только из разных уголков России, но и из других стран.
В течение недели проходят полеты тепловых аэростатов, а также соревнования по планерному и авиамодельному спорту. Традиционной изюминкой фестиваля являются «Воздушные баталии» – командные состязания в игровой форме, в которых принимают участие и жители города. Особенно ярким и красочным бывает открытие и закрытие «Небесной ярмарки» (кстати, нынче она проводилась в десятый раз). Чего только стоит ночной «Танец слонов» в исполнении воздушных шаров…
Но я, похоже, отвлеклась. Из всего многообразия интереснейших фестивальных мероприятий меня в этот раз интересовало только одно - акция «Дотянись до неба», которая согласно программе должна была проходить ежевечерне, начиная со второго дня фестиваля.
Итак, 3 июля 2011 года, воскресенье. Я с группой поддержки на Соборной площади города Кунгура. На часах 19.00 – время начала акции. Между тем подготовки к ней не наблюдается. Да и людей что-то маловато, наверное, жара виновата. Решаем немного подождать. Проходит полчаса – никаких изменений. Я с трудом скрываю волнение: выполнение редакционного задания под угрозой!
20.00 – площадь постепенно заполняется публикой. На сцену выходят участники соревнований по кикбоксингу и ушу-саньда. Мои спутники увлеченно следят за битвой гладиаторов, а я беспрестанно верчу головой в надежде увидеть воздушный шар. Но это не помогает, и в 20.30 мы решаем отправляться в обратный путь не солоно хлебавши. Обидно до слез. И тут, о чудо, на площадь въезжают сразу три «Газели», в кузовах которых виднеются большие плетеные корзины.
Две из них через несколько минут оказываются на бетонном покрытии. Там же огромными блинами раскидываются цветные оболочки аэростатов. С помощью специальных больших вентиляторов в них нагнетается воздух. Теперь его нужно нагреть. Загорелые мускулистые мужчины берут в руки газовые горелки и направляют языки пламени внутрь куполов. Они подрагивают, как живые, и растут прямо на глазах. И вот перед восторженными зрителями встают два огромных шара: ярко красный с портретом пламенного революционера Че Гевары и зеленый – точная копия космического корабля «Восток», на котором пятьдесят лет назад совершил первый полет Юрий Гагарин.
В нетерпении подбегаю к пилотам, чтобы узнать, скоро ли будут поднимать в небо всех желающих. И тут же осознаю свою оплошность. Оказывается, я обращаюсь к настоящим воздушным волкам, титулованным особам (у воздухоплавателей существует традиция присваивать графский титул после первого самостоятельного полета), которые не имеют никакого отношения к катанию туристов. Воздушные гиганты отрываются от земли и быстро исчезают из поля зрения. А на освободившемся пространстве наконец-то начинают готовить аэростат для проведения акции.
Все вышеперечисленные операции с оболочкой, вентилятором и горелкой повторяются вновь. Тем временем начинает формироваться очередь из желающих подняться в вечернее небо. Для этого необходимо разбиться на тройки – больше четырех (плюс пилот) взрослых людей в корзине просто не поместится. Тут возникает бестолковая суета и неразбериха, в результате которой я, замешкавшись, оказываюсь только в третьем по счету экипаже. Мы приобретаем билеты (200 рублей с носа) и ждем команды пройти на посадку. Но занимать места еще рано, пилот сначала совершает пробный подъем.
Поскрипывая, корзина устремляется вверх и, сдерживаемая с трех сторон канатами, останавливается на высоте около 20 метров. Я тихонечко шепчу: «Вот и хорошо, выше не надо». Но в толпе раздаются гневные выкрики: «Почему так низко?!» Аппарат опускают, канаты перевязывают, и во время повторной проверки шар поднимается значительно выше. Тем не менее, кому-то и эта высота кажется недостаточной. Некоторые недовольные граждане даже сдают свои билеты обратно и уходят.
Кажется, все готово для подъема теплового аэростата. В последний момент вдруг не на шутку раскапризничался ребенок, которого хотели взять с собой родители, стоящие впереди меня. Мама решает остаться с плачущим сыном внизу. Тут к организаторам акции подбегает какая-то запыхавшаяся женщина с массивной фотокамерой в руках и выдает: «Скажите, это тот самый шар, от которого в прошлом году отвалилась корзина?»
– А что, они падают?! – с ярко выраженным акцентом спрашивает грузный мужчина восточного типа и, не дожидаясь ответа, уводит с площади свое многочисленное семейство. Я же твердо решаю никого не слушать и выполнить задуманное. Тем более что рассуждать особо некогда: в результате всех этих пертурбаций я вдруг оказываюсь в первой тройке пассажиров. Компанию мне составляют оставшийся в одиночестве папа и… та самая возмутительница спокойствия.
23.05. Мы забираемся в сплетенную из ивовой лозы корзину. Кстати, сделать это не так-то просто, ведь никакой дверки не предусмотрено, есть только выемка для ноги. Хорошо, что догадалась надеть джинсы. Нас торопят, шар рвется в небо, и его с трудом удерживают несколько добровольных помощников.
– За шланги не хвататься! – предупреждает аэронавт. – Держитесь за ручки. Я оглядываюсь по сторонам и вижу стоящие в каждом углу большие газовые баллоны. Удивительно, что в гондоле площадью всего один квадратный метр помещаются еще пилот и три пассажира.
Отрыв от земли происходит почти незаметно. Над головой то и дело ревет газовая горелка, и шар плавно поднимается вверх. Оставшиеся внизу машут нам руками и постепенно уменьшаются в размерах. Осмелев, осматриваюсь. Рядом пролетают птицы. В отдалении проплывают другие аэростаты, это спортсмены проводят тренировочные полеты (оказывается, лучшее время для них – раннее утро или поздний вечер). Перед нами открывается удивительная по красоте панорама старинного купеческого города с его улочками, площадями, множеством храмов и других старинных зданий.
Похоже, мы набрали максимальную высоту. «Паникерша», стоящая рядом со мной, всецело увлечена фотосъемкой. – Надо же, – обращаюсь к ней, – я думала, что корзину будет раскачивать. Тут откуда ни возьмись налетает легкий ветерок, и гондола теряет свою устойчивость. Но мне уже ничего не страшно. Испытываю ни с чем не сравнимое ощущение свободы, единения с воздушным пространством. Я, действительно, смогла дотянуться до неба!
Через несколько минут мы начинаем обратное движение. Вот и чуть-чуть жестковатая посадка. Убедившись, что первый подъем с пассажирами прошел благополучно, к шару вновь начинают стекаться жаждущие приключений люди…
Светлана Соколова.
P.S. Кстати, любители экстрима, приехавшие на «Небесную ярмарку», могут совершить не привязной, а свободный полет на тепловом аэростате в сопровождении опытного инструктора. Это удовольствие обойдется примерно в 12 тыс. рублей с человека.