Наука как таковая многим кажется уделом взрослых. Но есть и те, кто считают, что первые шаги в неенужно делать с малых лет.
Теперь и я в числе последних. Убедили меня в этом юные исследователи из гимназии, с которыми работает заслуженный учитель РФ Г.И. Азанова.
Будучи ученицей среднего и старшего звена, я довольно часто слышала о конкурсах научно-исследовательских работ, но никогда не принимала в них участия. Признаться, и желания не было, более того, я была уверена, что это скучно. Однако, познакомившись с маленькими гимназистами и их работами, я поменяла свое мнение.
Оказалось, что предмет исследования ребята выбирали сами, и, думаю, им это неплохо удалось. Только лишь увидев титульные листы внушительных папок с работами, на которых указаны их темы, я заинтересовалась. Судите сами: «Школьная форма: прошлое, настоящее, будущее», «Шоколад: польза или вред?», «Дом, где зажигаются сердца» и др. Работая над своими исследованиями, школьники штудируют различную литературу, проводят наблюдения и даже ставят эксперименты. Например, четвероклассница Настя Постаногова, выбравшая для исследования тему «Второй хлеб», выяснила, что и на небольшом участке можно вырастить хороший урожай картофеля, если посадить его… в мешок из-под муки.
В начале учебного года на занятия к Галине Ивановне пришло много детей, но потом некоторые отсеялись. Все же не каждый способен заставить себя заниматься, когда вместо этого можно погулять с друзьями, поиграть в компьютерные игры или просто отдохнуть. Да и, по словам родителей ребят, поначалу приходилось уговаривать сесть и поработать, но вскоре исследования их захватили: как говорится, аппетит приходит во время еды. Зато тех, кто закончил начатое дело, ждала защита их проектов. Сначала у себя в гимназии, потом на районном и даже краевом уровне.
26 февраля состоялась
I краевая научно-практическая конференция «Я открываю мир», где наши четвероклассники выступали не только наравне с школьниками 5-7 классов, но и сумели одержать победу. Дипломами призеров награждены Полина Никулина, Настя Постаногова и Света Федосеева. Девочки признаются, что было немного боязно выступать, но страх преодолели и уверенно защитили свои работы. Это, безусловно, была победа и Галины Ивановны, ведь в каждое из исследований был вложен и ее труд, повседневная кропотливая работа с детьми и родителями, поддержка их творческой активности.
Педагог довольна своими подопечными. – К сожалению, выступления ребят я не видела, но мне звонили и с восхищением говорили, что мой четвертый класс утер нос семиклассникам. Конечно, это очень приятно. А вдвойне меня радует, что дети уже сейчас горят новыми идеями, мечтают о новых исследованиях и победах. А я всегда рада им помочь, тем более что, занимаясь научной деятельностью, они развивают себя.
Тома Шенгелия.