Если даже каждый человек будет иметь свой личный автомобиль, общественному транспорту все равно быть! Ну, куда мы без автобусов? Кстати, их сейчас столько, что, казалось бы, и жаловаться-то грех. Но вряд ли найдется такой пассажир, который не сталкивался бы с проблемами, связанными с общественным транспортом. Полбеды, если на жвачку сядешь, «комплиментов» наслушаешься, по туфлям пройдутся, а если…
…билет на руках, а рейс отменили, как это было в один из первых весенних дней, это уже посерьезней. Помнится, именно по этому поводу и звонили нам в редакцию возмущенные пассажиры, собравшиеся ехать на утреннем рейсе до Краснокамска. Причем на работу. А таковых в Нытве достаточно. Автобуса не было. Понятно, что людям пришлось изрядно понервничать и померзнуть. До места работы, конечно, добрались все, но с бо-о-льшим опозданием. Почему так получилось? Это лишь один из читательских вопросов, который адресовали мы директору МУП «Нытвенское АТП» Александру Ведерникову. А накопилось их от читателей за несколько месяцев немало.
– Раньше у нас был свой рейс Нытва-Краснокамск, но его отменили, – рассказывает Александр Алексеевич, – поскольку для автопредприятия это совершенно невыгодно. Практически через каждый час идут автобусы в Пермь, так что попасть в Краснокамск можно без труда на сквозных рейсах. Сегодня же по этому маршруту курсирует краснокамский автобус. Это уже другое предприятие, да и особо подстраховывать их у нас нечем. Надо признать, что Нытвенское АТП в материальном плане не такое уж и богатое. Автопарк устаревает, обновлять его мы не успеваем. Удается приобретать по одной-две единицы техники в год, и то за счет кредитов. Два автобуса запланировали купить и в этом году.
Вопрос, конечно, не по сезону, но зимой многие пассажиры спрашивали: «Почему в автобусе Пермь-Нытва холодно? За что платим 117 рублей, если нет комфорта?»
– Во-первых, тарифы устанавливаем не мы, а РЭК (региональная энергетическая комиссия), – заявляет Александр Ведерников. – Во-вторых, я бы не согласился, что во всех автобусах холодно. Если в силу технических причин приходится мягкий туристический автобус «Сетро» менять на «Мерседес», предназначенный для пригородных маршрутов, то, конечно, в морозы в нем не жарко. Но выход пока лишь таков.
Жители Новоильинского и Уральского интересуются, почему билет до Перми от них дороже, чем от Нытвы. По словам Александра Алексеевича, дело в расстоянии.
Жители микрорайона Солнечный хотели бы, чтобы автобус до них курсировал не до восьми часов вечера, но и позже. Как утверждает руководитель предприятия, такой эксперимент в конце прошлого года частным перевозчиком был проведен. Но результата он не дал. Был ли смысл перевозить «воздух» еще и автотранспортному предприятию? Но сейчас весна, народ оживился, поэтому в мае вечерний рейс возобновится.
– Что делать с пьяными в автобусе? – спрашивают читатели.
– Это наша культура, – с сожалением говорит Александр Ведерников. – После каждого пермского рейса из автобуса приходится выгребать семечки, пивные бутылки, отдирать жвачки, женщины умудряются об шторы вытирать помаду, которая не отстирывается.
Судя по читательским «сигналам» в редакцию, самыми находчивыми оказались белобородовские пассажиры, которые утверждают, что утренний и дневной рейсы им приходится брать штурмом. И тут же предлагают два нехитрых способа, которые помогли бы разгрузить автобусы. Первый: в школьном автобусе перево-зить не только ребят начальной школы, но и более старших. И второй: с городских пассажиров, наловчившихся ездить в круговую через Белобородово, брать не 12 рублей, а 24. В таком случае городские «путешественники» тут же перестанут притеснять провинцию.
В заключение гость редакции высказал свое предложение к городской власти – создать единую диспетчерскую службу, которая по системе ГЛОНАСС отслеживала бы движение всего общественного транспорта, как это делается в других территориях. Проблемы явно бы убавились.
И согласитесь, что многие из них мы создаем сами. Ведь порой требуется самая малость – быть более культурными и вежливыми в транспорте. Счастливого пути!
Ольга РАДОСТЕВА.
Фото автора.
Записки пассажира
Прежде чем написать материал, мы провели небольшой журналистский эксперимент, в ходе которого пытались выяснить, насколько комфортно ездить в наших автобусах. Обычно стараюсь утром до работы (с проспекта Ленина до центра) пройтись пешком. Полезно! Но ради такого дела решила несколько раз воспользоваться общественным транспортом. Автобусов и «газелей» в ранний час – езжай не хочу. А вот попытка съездить домой на обед в один из дней явно оказалась неудачной.
– То здесь четыре-пять «газелей» стоит, то ни одной, – ругалась женщина, в компании с которой мы простояли в центре минут 15.
– Обед! – вторили ей другие.
По-своему впечатлила и дневная поездка в Белобородово. Молодое поколение, то бишь школьники, спешащие после занятий домой, и впрямь штурмуют автобус. Зашла шумная и шустрая детвора, дружно уселась, и затем лишь пошли женщины, бабушки с сумками, дедушки…
Пермь-Нытва. Возвращение домой в один из выходных тоже заставило поволноваться. Автобус, конечно, комфортабельный, со всеми удобствами. Но…опять 25! В Перми на вокзале посадочную площадку передвинули на другое место. Одна половина пассажиров стоит и ждет на старой, другая – на новой. Благо, водитель учел перемены и посадил и тех, и других. Как обычно бывает, среди пассажиров оказался и изрядно «уставший». Девушка, сидящая рядом с крепко спящим мужчиной, сбежала на другое место. Тот же то похрапывал, то материл кого-то во сне. А под конец заявил, что его обязаны довести до дома…
Признаюсь, у меня, как человека пишущего, явно профиздержки. Всегда любопытно читать, что люди пишут в автобусах. Это особое искусство. «Стас – козел!» – это одно из самых скромных выражений. А вот движется по Нытве грязная «газелька», на заднем стекле которой «высечена» просьба: «Вымойте меня, я чешусь».
Анекдот в тему
Автобус битком набит пассажиpами. Один мужчина стоит на подножке и говоpит:
– Наро-о-од, потеснитесь. Иначе по головам пойду!
Лысый мужик отвечает ему, поглаживая лысину мокpой ладошкой:
– Да чтоб ты поскользнулся!
– Да у меня шиповки!