Партнерами школ становится малый бизнес
Кажется, никто не поспорит с утверждением, что каждый человек должен заниматься своим делом, где бы ни работал. Проку получается гораздо больше, когда деталь шлифует токарь-профессионал, а не вчерашний дворник. Взять систему образования. Тот же директор школы, который в первую очередь должен отвечать за качество и конечный результат образовательного процесса, по идее, не должен становиться в одном лице еще и завхозом, и завгаром, и зав. столовой. Между тем еще три-четыре года назад именно в таком качестве пребывали большинство руководителей образовательных учреждений. Свежим ветром повеяло, только когда в эту сферу зашел бизнес на условиях аутсорсинга, который означает не что иное, как передачу непрофильных функций в частные руки. Это освобождает бюджетные учреждения от необходимости содержать дорогостоящий штат и предоставляет возможность пользоваться услугами квалифицированных специалистов.Пробным камнем стал перевод на аутсорсинг столовых. Этим воспользовались большинство школ нашего района. Выходят на рынок в сферу образования и клининговые компании, которые берут на себя услуги по уборке помещений, территорий,обслуживание сантехнического оборудования и т.д. Одним словом, малый бизнес рассмотрел в бюджетной сфере немало привлекательных возможностей и перспектив для расширения поля своей деятельности.
Методом проб и ошибок
Как и во всяком новом деле, появились первопроходцы, которые поначалу действовали методом проб и ошибок, безо всякой предварительной подготовки. Правда, и времени, чтобы все обдумать и взвесить, было в обрез: как всегда, Пермский край стал опытной площадкой очередного проекта. И вот три года назад большинство школ района передали свои столовые (разумеется, после проведения соответствующих конкурсов и заключения договоров) в руки предпринимателей. Как говорится, на свой страх и риск. Были и противники этого эксперимента, которые усматривали в аутсорсинге угрозу для своей самостоятельности. Не слишком охотно поначалу откликнулись участвовать в этом деле и частные фирмы.
Первыми стали самые опытные: Любовь Вшивкова из Нытвы и Светлана Деменева из Григорьевского. Их привлекла возможность расширения своего бизнеса, да и к тому времени они уже располагали достаточными финансовыми возможностями, т.е. имели надежный экономический тыл. Очень кстати пришлась и полученная субсидия.
– Сначала мы взяли на обслуживание столовую Постаноговской школы, – рассказывает Светлана Деменева. – Потом пришла очередь Мокинской, Григорьевской и Уральской школ. Сформировали штаты, обновили оборудование, отремонтировали действующее. Теперь мы здесь хозяева: перечисляем налоги, платим за ЖКУ и т.д. Помогает то, что есть свой перерабатывающий цех. Мы сами закупаем мясо у населения, поэтому качество вторых блюд в столовых не вызывает нареканий. Хотя, конечно, трудности есть. К примеру, довольно часто бывают задержки с финансированием, да и досыта накормить школьника обедом за 35-40 рублей по нормативам, согласитесь, непростая задача.
Положительно оценивает работу аутсорсеров и директор Григорьевской школы Светлана Крылова.
– В целом мы удовлетворены работой столовой, которую взяла на аутсорсинг С. Деменева: блюда хорошего качества. Периодически осуществляя контроль за столовой, я убеждаюсь в добросовестности работников, надежности партнера, который взял на себя все расходы по содержанию столовой. Не в накладе оказались и работники столовой, большинство из них сохранили свои места, да и зарплата стала повыше. Кроме того, наша школа заключила договор с клининговой компанией из Верещагино, которая осуществляет уборку служебных помещений и очистку территорий. В результате передачи непрофильных услуг малому бизнесу нам удалось сэкономить бюджетные средства, за счет чего заменили в школе окна, входные двери, произвели ряд ремонтных работ и т.д.
Клининг стучится в дверь
Но не только верещагинцы оказались у нас в районе первыми на рынке оказания клининговых услуг. В июне прошлого года в этом качестве заявила о себе предприниматель Елена Пенькова, которая для начала выбрала Нытвенский техникум, где до этого она работала кадровиком. В первые помощники взяла также бывшую сотрудницу техникума Наталью Валиулину, а инженером в свою фирму пригласила Александра Каменских, оказавшегося опытным организатором. Эта фирма начиная с лета 2011 года осуществляет для техникума целый ряд услуг, в том числе по уборке помещений, сантехнические, бухгалтерские, ремонтно-строительные и т.д. С 1 сентября прошлого года фирма расширила свое поле деятельности и теперь предоставляет клининговые услуги НОЦу, Мокинской и Уральской школам.
– С 1 января сего года мы заключили клининговый договор с Нытвенским отделением Сбербанка и сейчас осуществляем уборку служебных помещений всех его 27 филиалов, в том числе и в Оханске, – говорит Елена Пенькова. – Мне нравится, что удается открывать новые рабочие места, по возможности повышать зарплату людям, создавать нормальные условия для работы.
Не случайно в этой фирме за последнее время нет текучести кадров, каждый дорожит своим рабочим местом.
Есть свой партнер и у Новоильинской школы. Это индивидуальный предприниматель Марина Савина. Поначалу она взяла на аутсорсинг здешнюю столовую и зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Во всяком случае, директор школы Елена Шестакова вполне довольна таким партнерством по части организации питания. Не все пока устраивает в качестве клининговых услуг, но со временем и здесь, по мнению руководителя образовательного учреждения, должно все наладиться.
Плюсы, минусы и перспективы проекта
Понятно, что идея внедрения в сферу образования аутсорсинга не свалилась с Луны, а стала насущной необходимостью. Возможность передачи непрофильных функций на аутсорсинг появилась с введением финансирования бюджетных учреждений согласно подушевому принципу. Здесь следует подчеркнуть, что это касается не только школ и детсадов, но и в равной степени медицинских и других учреждений, финансируемых из бюджета. При прежней системе (по нормативам) неосвоенные деньги возвращались обратно в бюджет и у руководителя не было стимула экономить. Сегодня тот же директор школы заранее знает, сколько денег запланировано в бюджете на содержание своего учреждения. И чем рациональнее спланирует расходы, тем больше сэкономит. Остаток средств можно направить на ремонт, покупку мебели, зарплату сотрудникам, не дожидаясь дотаций из бюджета и не прося дополнительных средств у родителей. Как отмечают в управлении образования администрации Нытвенского района, основная цель этого проекта не только экономия средств, получаемых из бюджета школами, но и повышение качества аутсорсинга, реальная возможность для руководителей образовательных учреждений сосредоточить главное внимание на организации учебного процесса, не отвлекаясь на непрофильные функции.
Правда, не все пока так гладко на пути реализации этого прогрессивного проекта. Если позитивный результат дал аутсорсинг при передаче в руки частного бизнеса школьных столовых, то в дошкольных учреждениях клининг явно не прижился. Хотя, может быть, здесь имеет место инертность, недоверие к новому со стороны некоторых руководителей.
Впрочем, новое у нас всегда трудно пробивает себе дорогу. Хотя, если судить в масштабах Перми, то здесь дела идут получше. К концу прошлого года в краевом центре более 60% школ и детских садов передали в частные руки хотя бы часть непрофильных видов деятельности, почти половина детских учреждений доверили стирку белья предпринимателям, благодаря чему каждый детсад за год может сэкономить до 180 тыс. рублей – столько стоит заменить старые окна на новые стеклопакеты в одной детсадовской группе.
Пока не нашлось у нас желающих передать охрану школы в частные руки. Эту функцию выполняют сторожа, которые никакой ответственности не несут и в лучшем случае не проспят момент кражи и вызовут полицию. Конечно, гораздо эффективнее установить в школе сигнализацию, видеонаблюдение, доверить охрану специализированной фирме, но здесь есть загвоздка: покупка и монтаж всего этого оборудования обойдется минимум в 500 тыс. рублей. Вопрос: где их взять? Вариант копить средства в течение нескольких лет весьма проблематичен.
Возможности дальнейшего распространения аутсорсинга в бюджетных учреждениях весьма большие. Например, есть реальная перспектива передачи частникам бухгалтерского учета. Подсчитано, что ежемесячная экономия одной школы по этой статье расходов составляет по сравнению с прежним уровнем 5-10%. Немаловажно и то, что руководители учреждений теперь имеют право сами отбирать себе аутсорсеров, устанавливать критерии оценки качества работ и цену контракта. Кроме того, заказчик, бюджетное учреждение, самостоятельно определяет перечень обязанностей партнера, берет средства из собственного бюджета на оплату услуг аутсорсеров. Профильные департаменты (управления образования райадминистрации) оказывают в данном случае информационную поддержку, помогают делать расчеты и информируют подрядчика.
Ясно одно, проект продвижения аутсорсинга в сфере бюджетных организаций будет двигаться и дальше. В текущем году к его реализации в Прикамье должно подключиться еще более 150 учреждений, в этом числе, надо надеяться, окажутся и представители нашего района.
Андрей ГРИГОРЬЕВ.
Фото автора.