Искать
Портал Районных и
Городских Изданий
Пермского Края
РАЙОНКА

Сайт «РАЙОНКА» знакомит вас с публикациями районных газет Пермского края. Районным газетам ресурс дает возможность организовать собственный аккаунт и создавать дайджесты самых последних новостей.

Новый день

«Новый день», муниципальная районная газета
ООО «Издательский дом «Новый день»

Главный редактор - Ведерникова Ксения Александровна
Адрес:
617000, г. Нытва, ул. К.Маркса, 70
Тел/факс: (34272) 3-11-60, 3-12-82, 3-14-96
E-mail: muniik@mail.ru  

Вечер с подносом

Когда-то давно, примерно лет двадцать назад, в Нытве, в ресторане с поэтичным названием «Ивушка», познакомились девушка и молодой человек. Они понравились друг другу, можно сказать, с первого взгляда. По крайней мере, так рассказала мне эта девушка – моя мама. Молодой человек (как вы уже, наверное, догадались, это был мой папа) в том ресторане оказался совсем случайно, а вот девушка – нет: она работала там официанткой.
С того дня, как я узнала историю знакомства родителей, мне захотелось примерить на себя эту профессию. Нет, я совсем не мечтаю повторить их судьбу, просто теперь обладаю повышенным интересом к профессии официанта. И вот появилась замечательная возможность перевоплотиться в нее в рамках рубрики «Журналист меняет профессию». По невыясненным причинам коллеги не очень-то хотели отпускать меня «в официанты», но настойчивость сделала свое дело, и вот я уже иду на встречу с директором известного в городе кафе «Лабиринт».
Оказалось, что не все так просто. Принимать меня «на работу» отказались, мотивируя тем, что я не знаю специфики профессии, что есть много тонкостей, о которых я и не подозреваю… Правда, потом добавили, что если я сначала какое-то время просто понаблюдаю, то потом смогу и поработать. Меня такой вариант устраивал, поэтому я согласилась и, действительно, один вечер посвятила наблюдению. За это время убедилась, что официанты не только разносят блюда и напитки; в их обязанности входит и приготовление чая, кофе, коктейлей, мороженого, нарезка фруктов и овощей и другие важные мелочи. Приобретенные знания пригодились мне, когда я, наконец надев фартук и вооружившись ручкой и листочком, приняла свой первый заказ.
Профессию официанта многие считают несложной, однако я после своего «перевоплощения» готова оспорить это утверждение.
…Нетвердой походкой иду с подносом, пытаюсь одновременно смотреть на него, чтоб не расплескать напитки, и себе под ноги. Вроде, все целое. Забираю грязную посуду, уношу на кухню. Минуты через две соображаю, что прихватила у клиента вилку. Мне ужасно неудобно, но посетители оказываются непридирчивыми и спокойно дожидаются, пока я принесу другой прибор. Я отмечаю для себя, что нужно быть внимательнее, но понимаю, что еще не раз сегодня попаду в похожие, не очень приятные, ситуации.
Тем временем настало время оформить счет. Как это грамотно сделать, мне доходчиво объясняют настоящие официанты. Вообще, нужно отдать им должное: они очень терпимо отнеслись ко мне и всем моим вопросам и помогли словом и делом.
А вопросов у меня возникало немало. Например, сколько класть сахара в чай, докуда наливать сок в стаканы, как резать хлеб… У официантов это давно отработано до автоматизма, я же останавливаюсь на каждом шагу. Меня успокаивают: все когда-то начинали.
Ощущаю некую скованность, особенно когда дело доходит до разговора с посетителями: боюсь сказать лишнего, задать глупый вопрос, да и вообще не понравиться клиенту. В данный момент я ведь являюсь, можно сказать, лицом кафе. В конце концов ставлю себя на место клиента и сразу чувствую себя свободнее.
Одно из преимуществ «бывалых» официантов – знание меню. Мои временные коллеги помнят наизусть и блюда, и их ингредиенты, и цену. Я же этим похвастать не могу, поэтому немного смущаюсь, когда клиент просит: «Принесите, пожалуйста, салат с черносливом… Ну, вы знаете». Киваю робко и бегу к ребятам, чтоб узнать-таки (и, думаю, надолго запомнить), что же это за салат.
Наверное, почти каждому из нас приходилось подолгу ожидать своего заказа, и не исключено, что кто-то нервничал и высказывал официанту свое недовольство по этому поводу. Так вот поверьте, официантам тоже не все равно! По крайней мере, я ощущала себя не в своей тарелке, когда посетителям, которых я обслуживала, пришлось ждать горячие блюда. Хоть и понимаю, что у повара целая очередь и что он не может быстрее, потому что и так готовит, на мой взгляд, за рекордно короткое время, все равно чувствую некую вину… А для себя решаю, что теперь всегда буду терпеливым посетителем.
Официанту нужно четко знать, когда подать нужное блюдо. Например, если клиент заказал салат и второе, то с подачей нет проблем: салат повар приготовит быстрее, значит, и к клиенту он попадет раньше. А если в списке первое блюдо, коктейль и кофе?..
Интересный аспект – чаевые. Когда шла работать, не думала об этом. А на раздумья натолкнули меня несколько монеток, оставленные на столе рядом с выписанным мною счетом. Это были как раз чаевые. «Да, – думаю, – не разгуляться». Знаю, что в европейских странах люди не скупятся на поощрение официантам, пытаясь тем самым отблагодарить их за качественное обслуживание. Да, уровень жизни в России на порядок ниже заграничного, но люди-то такие же, и наш сервис не так плох… А вообще на чаевых официанты прилично зарабатывают. В некоторых крупных ресторанах даже практикуют «безокладную» систему оплаты труда: официанты получают только свои чаевые. Не думаю, что работники нытвенских кафе согласились бы на такое.
P.S.: И кстати, о благодарности. Очень приятно было услышать простое «спасибо». К сожалению, довольно часто клиенты предпочитают просто промолчать.
Тома Шенгелия. 

Страницы -



.
Яндекс.Метрика