Сфера жилищно-коммунального хозяйства на протяжении многих лет является наиболее затратной в инфраструктуре российского экономического пространства. Причем сколько бы сюда ни вкладывалось средств – результат оказывается плачевным. Не стала исключением и нынешняя зима, когда многие города оставались сутками без света даже в новогодние праздники, многочисленные
семьи замерзали в своих квартирах, там и сям лопались водопроводные трубы и т.д., и т.п. Пока обошли эти беды Нытву, но все, как говорится, до поры. Ни для кого не секрет, что сети водопровода и тепла основательно изношены, капитального ремонта требуют многие дома, есть проблемы с канализацией, очисткой – словом, получается все тот же «джентльменский» набор проблем.
Плюсом еще одна – повышение стоимости жилищно-
коммунальных услуг. Нынче ее «потолок» ограничили 15%. Однако в счетах за январь граждане обнаружили нечто для себя новое в виде, например, графы «Перерасчет», да и
общая сумма «к оплате» многих привела в совершенное уныние. За ответами на этот и другие вопросы мы
обратились к директору управляющей компании
«Альтернатива» Ольге Максимовне Зориной.
– Давайте для начала разберемся, откуда появилась в квитанции графа «Перерасчет». Для многих жильцов ее происхождение остается загадкой, и будет справедливым объяснить, как говорится, что к чему…
– Наверное, это следовало бы сделать и раньше, но лучше поздно, чем никогда. Для начала предлагаю читателям познакомиться с двумя таблицами, которые характеризуют, как распределялись гигакалории на горячее водоснабжение и отопление по дому № 22 (пр. Ленина) за
7 дней декабря 2010 года и 24 дня января 2011 года.
Все дело в том, что мы снимаем показания общедомовых счетчиков по 24 число каждого месяца включительно. Поэтому было решено последние 7 дней декабря записать в счетах за ЖКУ отдельно в графе «Перерасчет» и в связи с тем, что по решению РЭК (региональной энергетической комиссии) с 1 января с.г. заметно повысилась стоимость гигакалории. Это, естественно, отразилось на общей сумме затрат на ЖКУ. Подчеркиваю, что все эти перерасчеты коснулись только тех многоквартирных домов, где установлены общие приборы учета потребления теплоэнергии. То есть мы производим оплату своим партнерам за тепло по факту. Есть еще одна особенность: возможно отключение дома от теплоснабжения без распоряжения городских властей при наступлении теплой погоды. Например, сделать это можно к 1 мая. Таким образом, в последующие 5 месяцев плата за тепло с тех граждан, кто проживает в домах, оснащенных приборами учета, вообще не будет взиматься. Практика 2009 года показала, что в этих домах потребление тепла и воды сократилось на 10-35%, стало быть, сократились и расходы жильцов на эти виды коммунальных услуг (подробные данные за 2010 год мы обнародуем на страницах районной газеты в следующем месяце).
– Хорошо, с этим появилась какая-то ясность. А чем можно обосновать увеличение тарифа на содержание жилья?
– Ну, во-первых, они не превысили допустимого размера, т.е. 15%, а в нашем случае составили менее 10%. Во-вторых, в себестоимости затрат нашей компании резко возросла налоговая составляющая. Как известно, с 1 января ЕСН (единый социальный налог) увеличился разом на 8%. Кроме того, более чем на 10% увеличилась стоимость электроэнергии, еще на 7,3% – арендная плата. Мы не могли взять на себя все эти удорожания, пришлось переложить часть затрат на жильцов. Но это объективная реальность. Конечно, у граждан есть право выбора, вплоть до того, чтобы самим управлять многоквартирным домом. Но давайте, как говорится, на пальцах прикинем, выгодно ли будет взять все расходы на себя, отказавшись от услуг управляющей компании. Расчеты показывают следующее: чтобы в 3-комнатной квартире было комфортно со всеми удобствами, владельцу нужно заплатить в месяц на содержание жилья немногим более 600 рублей (без учета расходов на тепло, воду, очистку и т.д., которые придется нести в обоих случаях). Теперь прикинем, возможно ли потянуть этот воз самостоятельно. Ведь нужно вести бухгалтерские расчеты, оплачивать юридические услуги в судах с неплательщиками, содержать аварийную службу, платить за услуги газовикам и т.д. Вряд ли такая ноша будет по плечу жильцам 90-квартирного дома. Такой вариант скорее подойдет тем, кто проживает в 2, 4, 8-квартирных домах, но и только.
Многие упрекают нас за непомерно большие затраты на управляющий аппарат. Что ж, давайте посчитаем. С 1 января с.г. тариф на управление для большинства домов составляет 1 руб. 42 коп. с квадратного метра. Итого с 90-квартирного дома получается 5,5 тысячи рублей в месяц. Найдется ли человек, который за эти деньги будет производить всю бухгалтерскую работу, вовремя производить платежи, работать с должниками, заключать договоры с поставщиками тепла, энергоносителей, планировать текущие и перспективные расходы, организовывать работу слесарей, своевременный вывоз мусора и т.д. Впрочем, повторяю, последнее слово остается за жильцами. Мы же по мере сил стараемся отстаивать их интересы, даже если приходится обострять отношения со своими постоянными партнерами.
– Что вы имеете в виду, Ольга Максимовна? Хотите подтвердить данный тезис конкретным примером?
– В сентябре МУП «Теплосети» предъявило нам счет за потребленную горячую воду. Однако мы произвели замеры и оказалось, что температурный режим выдержан не был, в результате мы произвели перерасчет и избавили жильцов от дополнительных и необоснованных расходов. Правда, после этого на нас подали в арбитраж, и только после нескольких месяцев разбирательств мы выиграли это дело. Судимся и с неплательщиками, долг которых за ЖКУ превышает 6,4 млн. рублей. В судах на рассмотрении находится более 150 дел. Пытаемся находить приемлемые варианты вплоть до рассрочки задолженности, погашения ее напрямую из заработка, привлекаем службу судебных приставов. Однако эти наши усилия перечеркиваются ростом тарифов на ЖКУ, что уже само по себе умножает объемы неплатежей. Скажем, если за декабрь 2010 года собираемость платы за ЖКУ составляла 98%, то за январь 2011 года – уже 95%.
Есть еще у некоторых жильцов и недопонимание в части своих прав и обязанностей. Скажем, порой они не замечают, что наша компания делает некоторые вещи сверх обязательств: ремонтирует и красит скамейки, производит обрезку деревьев, расположенных на придомовых территориях. А сами жильцы забывают содержать в порядке, что называется, свою территорию: например, очищать крыши от снега над своими балконами, которые, кстати, являются как раз зоной ответственности жильцов. Так что большая просьба к этим владельцам: сбросьте снег с крыш, чтобы не было угрозы здоровью прохожих.
– Как вы считаете, Ольга Максимовна, стоит ли продолжать жителям устанавливать в своих квартирах индивидуальные счетчики учета? Не будет ли возврата к прежней системе, когда жители оплачивали за расход воды по нормативу?..
– Одно могу сказать определенно: в нынешнем году каждый дом должен быть оснащен своим водосчетчиком. В таком случае мы точно будем знать расход воды и дифференцированно рассчитывать в зависимости от показателей счетчиков в квартирах, кто сколько воды израсходовал. Ну а тем, кто не имеет таких приборов, придется платить по нормативу. Кстати, стоимость общедомового прибора учета расхода воды и его установка не столь и высока; колеблется в пределах 28-38 тысяч рублей. За год эту сумму жильцы могут погасить без особого ущерба для семейного бюджета.
Кстати, в ближайшем будущем каждый многоквартирный дом должен будет иметь энергетический паспорт, который должен включать все данные о приходе и расходе тепла, электроэнергии, воды и другие необходимые характеристики, вплоть до наличия энергосберегающих ламп. Так что двигаться в данном направлении все равно придется – таково требование сегодняшнего дня.
В заключение хочу еще раз обратиться к жильцам домов, которые обслуживает наша управляющая компания. Мы находимся в одной лодке, и нет смысла ее раскачивать. Интересы у нас общие – беречь жилье, вовремя его ремонтировать, экономить энергоресурсы и по возможности не трепать друг другу нервы по пустякам. Давайте будем сообща преодолевать трудности.
Беседовал Андрей Григорьев.