Профессией дальнего действия называют работу учителя. «Как наше слово отзовётся, покажет будущее», - утверждают сами ваятели человеческих душ, ревностно отслеживая жизненные вехи своих выпускников.
Об одной из своих талантливых и неординарных учениц, Светлане Филимоновой, рассказала мне как-то педагог детской музыкальной школы Лидия Гудина.
Ещё в юные годы у её ученицы было немало ярких побед в разного рода музыкальных конкурсах. И в жизни она состоялась как неординарная личность. Заочно познакомившись с интересным человеком, мне хотелось увидеть её воочию. И вот представился такой случай: Светлана Филимонова приехала погостить из Белоруссии к родителям, Василию Игнатьевичу и Надежде Тимофеевне, и согласилась на встречу.
Есть люди, с которыми легко, хочется слушать, как старых знакомых, наблюдать без устали. Светлана из таких. Может быть, потому, увидев перед собой худенькую очаровательную светловолосую женщину (возраст которой совершенно не поддаётся определению) не удивилась, что кумиром её всегда была актриса Людмила Гурченко. Поражали схожесть в манере общения, эмоциональность, твёрдый характер.
В семье Филимоновых особенно ценились такие качества, как честность, бескомпромиссность. Родители были таковыми и детей своих учили не прогибаться, отстаивать свои убеждения. И в школе №5, считает Светлана Васильевна, ей повезло на отличных учителей. Они отдавали детям всю свою любовь, знания, время и здоровье.
- Что такое русский язык и литература? Это же сумасшедший объём работы: тетради, книги, постановка спектаклей с нами, словом, учительская профессия – это театр одного актёра. Не было предметов, которые бы я не любила, не было и нелюбимых учителей, – смеётся моя собеседница.
Также бескомпромиссно выбирала девушка будущую профессию. Едва дождавшись окончания выпускного бала, на котором вальс танцевали по тогдашней традиции все выпускники, Светлана поехала в Свердловск. Она решила поступать в театральный, видя себя драматической актрисой. Родители старшую дочь не отговаривали, чтобы не пеняла им потом, а ведь они-то её видели если не в техническом вузе, то на историческом факультете Пермского университета. Туда и направила свои стопы «непокорная» дочь, не набрав необходимого количества баллов в театральном.
На исторический факультет Светлана поступила не абы как. У неё была определённая цель – разобраться с «тёмными» пятнами в истории: личностью реформатора Петра I, культом личности Сталина, о котором замалчивалось в те годы.
Череда студенческих лет пролетела очень быстро. Но особо запомнилась Светлане та лекция в 1985 году, на которую профессор кафедры «История КПСС» пришёл бледный и встревоженный. И он никак не мог объяснить студентам происходящие события: смену власти, нагрянувшую перестройку.
- Тогда многие тёмные страницы истории пооткрывались.
С новеньким дипломом выпускница универа приехала в Деменёвскую школу. Здесь преподавала, вела большую организаторскую работу, не случайно в трудовую книжку молодого завуча вносились благодарности.
Но это было только начало педагогической деятельности нашей героини. Вскоре она переехала в Пермь, где преподавала в учкомбинате, организовывала в летнее время туристические поездки по союзным республикам, в частности, в Белоруссию. Своего суженого Светлана повстречала именно там, отдыхая на берегу Припяти. По профессии он – скульптор. Двадцать лет уже живут вместе, у них прекрасная семья, старший сын учится в московском вузе, младший – школьник. Но, странная штука жизнь, – уехав из России, взявшей курс на демократию, наша землячка очутилась словно в Зазеркалье, со своими устоями, некогда похожими на наши. И здесь ей вновь пришлось доказывать свою значимость, самоутверждаться. Похоже, у неё это неплохо получилось, тем более, учиться она не прекращала никогда. Освоила белорусский язык. Пошла работать в педуниверситет заведующей кафедрой философии. После декретного отпуска Светлана Васильевна работала в гимназии, где вела предметы «Всемирная история» и «Всемирная история Белоруссии».
- На моё счастье вскоре у меня появилась возможность читать лекции по любимой дисциплине «Мировая художественная культура», что мне, конечно же, ближе и интересней, - делится Светлана Васильевна. – Тогда я очень увлеклась этой темой, кучу книг «перелопатила» и, основываясь на своём практическом опыте, издала ряд научных статей.
На семинарах коллеги с «руками» отрывали эти брошюры. Всё это позднее было переиздано в белорусском издательском доме «Белый ветер». И в качестве гонорара Светлана Васильевна получала свои книги, которые были очень востребованы. Одновременно она поступила в аспирантуру Минского национального института образования.
В настоящее время четыре её тома «Истории мировой художественной культуры» неоднократно переизданы.
Рассказывая о своей богатой событиями жизни, Светлана Васильевна часто упоминала слово «нестандарт» относительно себя и своего неуступчивого прямолинейного характера. Но тем он и ценен, да и результат налицо.
Надежда Тарасова
На снимке: Светлана Филимонова