В конце прошлого года решением Земского Собрания Чернушинского района создана «Единая дежурно-диспетчерская служба» (ЕДДС), как орган повседневного и антикризисного районного звена территориальной системы РСЧС Пермского края.
Прочитав эти сухие официальные строки, я, как впрочем, и многие читатели «МП» недоуменно пожал плечами: мало ли у нас этих служб. Есть и пожарные, и милиция, и «Скорая помощь», и газовики, и МЧС, наконец. Чтобы разобраться в ситуации решил встретиться с начальником ЕДДС нашего района Еленой Аюповой.
Первое, что впечатлило, это две большие жидкокристалличекие панели с множеством совершенно непонятной, постоянно меняющейся информации на экранах, видеоконференцсвязь, мини АТС, самые различные плакаты и инструкции на стенах. И вместе с тем, спокойная и деловая обстановка, когда сразу чувствуется, что здесь работают люди, хорошо знающие своё дело.
- Да, действительно, в составе службы работают четыре диспетчера, прошедшие обучение в региональном центре МЧС. Служба располагается на базе ПЧ-86 по улице Красноармейской. Круглосуточный режим работы позволяет экстренно реагировать на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, обеспечить защиту и спасение людей.
Для приёма и передачи экстренных сообщений о пожарах и всех ЧС на территории района предусматривается использование единого телефонного номера «112».
- Значит ли, что теперь отменяются знакомые всем номера экстренных служб приема сообщений от населения 01, 02, 03, 04?
- Конечно же, нет. Мы призваны собрать и обработать информацию по предупреждению и ликвидации пожаров, аварий, стихийных бедствий и т.д., для дальнейшей координации действий этих экстренных служб.
В наши функции входит оповещение населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, информирование его о использовании средств и способов защиты. Также мы ежедневно представляем весь объем информации главе района, отделу ГО и ЧС района и вышестоящему руководству.
- Как я понял, круг ваших задач и функций очень серьезен и широк. А вот как правильно действовать, скажем, если я стал свидетелем пожара или автомобильной аварии? Вы можете продемонстрировать алгоритм действия всей системы?
- Набрав номер 112 с любого телефона (бесплатно) человек сообщает краткую информацию о чрезвычайной ситуации: то, что он видит, называет место происшествия, есть ли угроза людям или развитие ситуации и оставляет номер телефона и свои данные для уточнения и перепроверки информации. Далее дежурный доводит её до соответствующих экстренных служб, а если есть пострадавшие или тяжелые последствия сообщает главе города. Обеспечивает со всеми постоянную взаимосвязь и координирует их действия по устранению последствий данного происшествия. Заносит информацию о нём и о принятых мерах в специальный журнал приема сообщений.
- На территории нашего района четырнадцать сельских поселений, а как ваша работа поставлена там?
- На территории нашего района 85 сельских населенных пунктов, городское и Азинское поселения. На каждый созданы паспорта безопасности, в которых отражены схемы связи и управления, наличие нефтегазопроводов, водоемов, путей сообщения и т.д. Учтены все возможные риски (аварии) на системах жилищно-коммунального хозяйства, транспорте, электросетях и на потенциально-опасных объектах. Так же ведется постоянная работа со старостами и главами поселений.
- Как вы отнесетесь к тому, что бы «МП» регулярно рассказывал о вашей работе нашим читателям?
- Рады будем сотрудничать с вами, поскольку это будет мерой профилактики и информирования населения о происходящем в районе.
- Спокойных вам дежурств.
Леонид Симонов
Фото автора