7 мая работники телерадиовещания отметили свой профессиональный праздник. Но отличаются ли у телевизионщиков праздники от будней? Точно знаю, у телепрограммы «ВеЧер» в этот день была уйма работы: искали то, что может удивить, осведомить или просто порадовать любимых телезрителей.
«ВеЧер», будем знакомы!
Кто покажет, как чернушинские спасатели профессионально выполняют свою работу? А кто поведает жителям города о причинах отсутствия тепла или воды в их квартирах? Ни «Т7», а уж тем более ни «НТВ» этого не сделает. И тут понимаешь, что телепрограмме «Вечерняя Чернушка» просто нет равных!
Напомню, в телевизоре их местонахождение – на канале СТС, а в нашем городе – на бульваре 48-ой стрелковой бригады, в доме №1.
Местное телевидение появилось в нашем районе более пятнадцати лет назад. За это время в эфир вышло более десятка тысяч передач, показаны десятки сотен новостных сюжетов, рассказано о многих интересных и замечательных людях нашего города и района. Но догадываемся ли мы, что за всем этим стоит огромный труд небольшой команды? Что мы о них знаем?
Не задумываясь, можем сразу назвать Алексея Глухова и Екатерину Уланову. Это и понятно, трижды в день и пять раз в неделю они с экранов телевизоров говорят нам: «Здравствуйте!» Легко вспомним рассказывающую о работе депутатов Земского Собрания Светлану Батракову или разбирающуюся в причинах аварии на одном из участков водопровода Юлию Фикштейн, осведомленную в тонкостях сельского хозяйства Ирину Любимову или знатока всех спортивных достижений чернушан Анну Зацепурину.
Однако есть еще операторы Евгений Шанчуров и Станислав Радыгин. В погоне за интересным видеорядом эти ребята, увы, всегда остаются за кадром. В объективе камеры нет монтажеров и звукооператоров Николая Чернышева, Мехака Мнацаканяна и Руслана Рахимова. Они обрабатывают отснятый материал и выпускают его в эфир.
Все бегут, спешат куда-то…
Попав на телевидение, оказываешься в каком-то непонятном суетном мире.
- Женя, камеру! Поехали! – кричит Анна, хватая на бегу микрофон, запихивая в сумку блокнот и ручку.
- Коля, эти скинь! – Евгений выкладывает парочку маленьких кассет, берет другие и мгновенно исчезает в двери.
- Телеканал «ВеЧер», здравствуйте!.. Все понятно, разберемся, - Юлия кладет телефонную трубку, тут же поднимает и набирает чей-то номер. – Уже третий человек звонит! Давайте что-то будем делать!
- Мехак, давай сначала эту картинку возьмем, а потом две следующих, они отлично ложатся на текстовку, - снимая наушники и тыкая пальцем в монитор компьютера, говорит Ирина.
- Коля! Где Коля? – заглядывает в дверь Светлана. И уже через секунду в коридоре: «Коля, давай Алексея запишем».
Все бегут, спешат куда-то. Так и хочется крикнуть: «Остановись, мгновение!» Но нельзя, видеоряд должен быть отснят, тексты написаны, репортажи смонтированы быстро. Время не ждет.
«Лайф» выберут
и вас «отсинхронят»
Если вы пришли на телевидение и вас не сразу заметили – не думайте, что вам здесь не рады. Вот сейчас «лайф выберут» и вас «отсинхронят».…
Профессиональный сленг для телевизионщика не менее родной, чем русский. Настолько же богат и могуч. Слушаешь – и думаешь: как они друг друга вообще понимают?
Судите сами. Утром в кабинете выпускающего редактора телевидения Светланы Батраковой оперативка (летучка, планерка – любое слово есть синоним):
- Пиши на планшетку, а то выпустим событие из вида.
- Не забудьте, у меня в десять совещалово!
- Тогда я потом сразу за криминалкой.
- Можно, кстати, бантик, подснежники пошли.
- Кто на паркет?
- Не знаю, мне надо на заказуху отснять…...
Из всего понятно одно – работы много. А любопытно узнать какой? «Планшетка» - координационный лист съемок, «совещалово» - совещание, «криминалка» - пожары, аварии, убийства, кражи; «бантик» - добрый, легкий сюжет, заканчивающий выпуск новостей на мажорной ноте; «паркет» - официальное мероприятие, «заказуха» - реклама или оплаченный сюжет.
Так что не переживайте, если вам предложат вас «отсинхронить». Это, всего-навсего, хотят узнать ваше мнение. А вот «стендапят» обычно они сами себя. Видели в сюжете кадр, где корреспондент ведет повествование с места событий и говорит в микрофон? Это и есть «стенд-ап». Они еще и «рыбу» сложить могут, и «напузник» наложить! Перевод в первом случае – сделать основу будущего сюжета, во втором – наложить титры, представляющие человека в кадре.
И это только вершина айсберга! На съемках оператор с корреспондентом показывают «чудеса» общения. Кстати, в толпе их узнать легко: первый – с камерой и штативом, второй – с микрофоном и блокнотом. А вот о чем говорят – попробуйте догадаться!
Если Анна крутит в воздухе указательным пальцем, то Женя тут же принимается снимать видеоряд. Ирина слегка наклонила голову вбок и подняла руку с оттопыренным пальцем – это она указала Стасу на объект для «синхрона». Согласитесь: напоминают «спецназовцев», штурмующих бандформирование…...
От полена
увернутся
Собственно, и по смелости людям «в камуфляже» телевизионщики не уступят. Если надо, так и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут, и от полена увернутся...… Что греха таить? Трудностей в их работе немало!
- Однажды в рейде с комиссией по делам несовершеннолетних посетили телевизионщики неблагополучную семью. Из дома вышла женщина и возмутилась: «У нас вполне нормальная семья, посмотрите!» Тут увидела, что мы её снимаем, схватила полено и запустила в камеру. Успели, увернулись, - рассказывает Анна.
Но чаще о «трудностях» своей профессии они вспоминают с улыбкой.
- На нефтяном месторождении дело было, - вспоминает Евгений. – За каждым нашим шагом следил охранник. Но на выходе вдруг спросил: на один ли носитель (в смысле, кассету) снимаю? Я пошутил, что с камеры изображение сразу же поступает на спутник. Ох! Что тут было! Несколько часов нас держали под надзором, пока охранник не изучил всю запись на кассете и не осмотрел камеру под разными углами.
Но бывало, узнать побольше о «рабочем инструменте» оператора пытались и животные. Страусы, например. На одной из съемок представитель этого экзотического для нашей местности рода птиц ходил за оператором по пятам и постоянно заглядывал в объектив.
- Еще корова любопытная встречалась, - добавляет Ирина. – Тоже пыталась перед видеокамерой позировать и в нее заглядывать.
«Шпаргалить» допускается
Побывать на телевидении – и не заглянуть в «ньюсрум» просто нельзя! Если дословно перевести, то это «комната новостей». Но телевизионщики так называют студию, где работают телеведущие.
Вот мне, к примеру, всегда хотелось знать: какого объема тексты учат Екатерина и Алексей. А может то, что они говорят, показано на мониторе ноутбука?
- Раньше учили, сейчас нет, - говорит Алексей. И подводит меня к одной из видеокамер на колесиках. – Во время записи в студии я смотрю в объектив и вижу текст, который читаю. Так устроен «суфлер» - своеобразная шпаргалка.
А какие еще «секретики» используют телевизионщики?
- Во время съемки в студии мы всегда помним, что нельзя надевать одежду слишком контрастную или серебристую, в полоску, мелкий горох или пестрый цветочек, поскольку все это портит кадр, - продолжает Алексей.
- Видеоряд на 70% должен состоять из крупных планов, поскольку именно они привлекают внимание зрителя, - присоединяется Евгений.
- Ну, а чтобы удержать внимание зрителя, необходим определенный темпоритм, - добавляет Николай.
Послесловие
Телевизионщики всегда там, где происходит что-то интересное. Узнать и рассказать другим, показать событие так, чтобы запомнилось – в этом они видят свою главную задачу.
В телепрограмме «ВеЧер» нет случайных личностей. Здесь работают влюбленные в свою профессию. Все они молодые, динамичные, творческие и очень талантливые люди. А в целом – это единая и дружная команда профессионалов. С праздником вас, коллеги!
Ирина Шестакова