Если спросить у Дмитрия Ивановича Леонтьева, учителя русского языка и литературы Павловской общеобразовательной школы и одновременно председателя Чернушинской районной территориальной организации Профсоюза работников народного образования, какая из этих должностей на чаше весов перетягивает, то он вряд ли сможет дать однозначный ответ. Просто ту и другую работу он выполняет одинаково ответственно, на совесть. И, кстати, находит в этом удовлетворение.
ем прекрасна работа учителя? Бесспорно, тем, что добрые семена, посеянные им, всегда дают всходы. Давно уже Дмитрий закончил школу, потом Пермский педагогический университет, есть свои выпускники. Но в душе его всегда будет жить чувство благодарности к любимой учительнице русского языка и литературы школы №80 Тамаре Ничковой. У Тамары Анатольевны он учился с 5 по 11 класс. И её вдохновенные уроки, общение с ребятами, несомненно, повлияли на выбор будущей профессии. «Кстати, родители мои совершенно не были против», - улыбаясь, вспоминает Дмитрий Иванович. Для ясности дополним, что и мама его, Любовь Николаевна, многие годы посвятила воспитанию дошколят, а у отца, Ивана Фёдоровича, сугубо мужская профессия, он - мастер на одном из предприятий города.
Сейчас, когда за плечами Дмитрия Леонтьева немалый педагогический стаж и подрастают свои дети – четвероклассница Алёна и второклассник Иван, мой собеседник считает, что главный смысл его жизни – быть полезным и нужным людям. Он стремится выполнять свою работу так, чтобы она побуждала детей на добрые дела, учила их самостоятельно мыслить, делать осознанный выбор.
- О чём Вы рассказываете своим учащимся на уроках? Кто Ваш любимый писатель? – спрашиваю моего собеседника.
- Мне очень близок Виктор Астафьев, - говорит Дмитрий Иванович. - Да и ребята получают огромное впечатление от его произведений. Многие выбирают этого маститого писателя для своих исследовательских работ. Его повести и романы очень актуальны, жизненны, в них есть философская глубина и предупреждение.
То, что Дмитрий Иванович - творческий педагог, умеющий найти дорогу к сердцам ребят, неоднократно приходилось слышать и от ветеранов педагогических работников, и руководства народного образования, и от его коллег. Особенно важно учителю услышать признание от своих воспитанников. Чаще всего это случается на встречах выпускников. Кстати, из его первого выпуска многие учащиеся пополнили когорту учителей начального, среднего звена, а кто-то преподаёт и в вечерней школе.
Сложно даже представить, как при такой загруженности он ещё может находить время и силы для выполнения обширных обязанностей лидера райкома профсоюза работников образования! Ношу эту Дмитрий Иванович взвалил на себя почти 10 лет назад. И за это время им проделана, не побоюсь этого слова, огромная и значительная работа. Представьте себе для начала, сколько первичек, а это дошкольные, школьные и средне-профессиональные образовательные учреждения, объединяет этот профсоюз. Сколько проблем, требующих безотлагательного решения, сопровождает коллективы работников народного образования! И сколько законодательных актов нужно отследить, которые, словно грибы после дождя, ежегодно появляются в этой сфере. А ещё сколько организовать и провести досуговых культурных и спортивных мероприятий, профессиональных конкурсов! Мало сказать, что профессия учителя и общественная нагрузка требуют от человека не только самодисциплины, но и определённых знаний, организаторских способностей, умения убеждать.
- Как получается всё это совмещать? – интересуюсь у Дмитрия Ивановича.
- Наверное, во мне совмещаются два человека, - смеётся он. – Я научился чётко разграничивать для себя профессиональную деятельность, связанную с педагогикой, и то, что касается общественной нагрузки. Приходя на какое-то мероприятие, чётко ставлю себе установку: в качестве кого я на том или ином собрании, встрече, либо конкурсе или торжественном вечере. А вообще, Дмитрий Иванович считает, что среди любого поколения находятся люди, в которых есть желание быть каким-то общественником. И оно обязательно должно реализоваться. А почему бы и нет: если чувствуешь в себе силы?!
- Моя должность председателя райкома профсоюзов работников народного образования - выборная, - делится Дмитрий Иванович. – Мы работаем в тесной связи с нашим президиумом. Вместе, по сути, намечаем план работы, изучая запросы с низов, обсуждая их на конференциях, вырабатывая стратегию.
Скромничает Дмитрий Иванович, умалчивая о том, как важны в этом деле многие человеческие качества. В том числе самодисциплина (ведь никто его не контролирует), умение добиваться намеченного, взаимодействовать с законодательными органами власти, выходить на уровень социального диалога и т.д. А потому самое пристальное внимание уделяется вопросам оплаты труда работников образования, организации досуга педагогов, оздоровления. Не остаются без внимания и поддержки молодые специалисты и ветераны педтруда. Я уж не говорю о рутинной стороне – обучении председателей профкомов, правовом обеспечении, конкурсах и проектах, в которых его коллеги нередко занимают призовые места. Так, к примеру, опыт работы уполномоченного по охране труда МДОУ «Детский сад №14» Любови Ворониной, обобщённый и представленный не без помощи Дмитрия Леонтьева, завоевал на краевом конкурсе первое место, а на российском – второе.
В копилке Дмитрия Ивановича масса благодарностей, почётных грамот, поощрений от главы района, губернатора края, краевого совета профсоюзов, представителей ЗС Пермского края за активную работу по защите социально-экономических прав коллег, за организаторскую работу и большой личный вклад в развитие физкультуры и спорта, инициативность, творческий подход к делу, неравнодушие к проблемам людей.
- А мне хочется сказать огромное спасибо за поддержку и помощь предыдущим лидерам райкома профсоюза работников образования, - говорит мой собеседник. – Они передали мне свой опыт, живо интересуются сегодняшними делами, помогают советом. Это Валентина Жарова, Виктор Девятков, Наталья Попкова.
И ещё просто невозможно не отметить в моём герое желание быть в гуще культурной жизни города и района и работать в тесном сотрудничестве с подрастающим поколением. В частности, по созданию НКО «Молодёжь – 2020». Это его заслуга – развитие молодёжного парламентаризма, организация молодёжных КВНов в школах, колледже, на сцене ГЦКиД «Нефтяник».
- Таким образом и появляются среди молодёжи яркие «звёздочки», увлечённые каким-либо интересным делом, которые реализуют свои возможности. Как, например, Стас Швецов, который был выдвинут в молодёжный парламент при ЗС Пермского края, - утверждает Леонтьев. – Кто-то умеет хорошо фотографировать – прекрасно. Кто-то - руководить, а кто-то от души занимается спортом, либо работает лопатой. Важно быть всем в единой команде.
В заключение вспоминаю ещё об одном замечательном событии в жизни Дмитрия Ивановича. Два года назад он был одним из победителей нашего газетного конкурса «Человек года», поскольку за присуждение ему этой номинации единогласно проголосовали и его коллеги, и ветераны педтруда, и учащиеся, и их родители. И это не случайно, ведь Дмитрий Иванович живёт по принципу: «Кто же, если не я». Поэтому пожелаем ему удачи.
Надежда Тарасова
На снимке: на уроке в Павловской школе