Знаю Николая Николаевича Митрофанова очень много лет. Поэтому и получила задание редакции написать о нём как о нашем современнике, не просто пережившем вместе со всеми трудности последних десятилетий, а оказавшемся на гребне перемен. И уже в который раз убедилась: чем лучше знаешь героя своей будущей публикации, тем труднее о нём писать.
ОН НЕ ЛЮБИТ принимать быстрых решений. Словом, человек сомневающийся. Успешный руководитель, согласно новомодным психологическим тестам, не должен иметь этого «недостатка», а вот Николай Николаевич сомневаться не стесняется. Но мне кажется, это как раз не слабая, а сильная сторона его характера. Потому что думает он в первую очередь не о своем имидже, а о том, как аукнется его решение предприятию – Чернушинским электросетям, которое он возглавляет. В его названии – муниципальное, унитарное – кроется специфика работы. С одной стороны –это указывает на то, что оно должно работать самостоятельно, на хозрасчете, приносить прибыль и развиваться, что радует. С другой стороны, все время соотносить свои планы с планами муниципальной власти, помогая ей решать проблемы энергоснабжения района и городского поселения в том числе. Что придает особую ответственность, но по финансовому эквиваленту может и менее привлекательно, чем заказы коммерческие. Вот и бывает порой, что на одну чашу весов встают интересы экономические, а на другую - этические соображения и даже патриотические порывы...… Ну, об этом мы ещё поговорим.
Сомневаться, и даже перестраховываться велит и сама специфика дела, которым чернушинские энергетики занимаются, ибо оно по своей природе опасно и не терпит небрежного к себе отношения. По профессии электрик, работавший здесь же ещё в должности старшего мастера участка объединения «Облкоммунэнерго», Николай Николаевич прекрасно это знает. Тем более, помнит, в каком состоянии находилось электрохозяйство, которое он принял, и какова была квалификация тех, кто выходит на линию.
- Не поверите, мы принимали на работу тех, кто из иных коммунальных предприятий был уволен по 33-ей статье, - вспоминает Митрофанов.- Другие не шли: из-за мизерной зарплаты, плохих условий труда. И тем и другим пришлось заниматься одновременно. Очень выручил тогда наш политехнический колледж . Всех надёжных проучили сами, за свои деньги. Квалификация работающих стала повышаться.
Многие не ограничились обучением в колледже и продолжили его в вузах, стимул был – предприятие начало компенсировать расходы на получение высшего образования. Рядом и пример самого руководителя – в 2001 году Николай Николаевич получил второе образование - закончил Уральскую академию государственной службы по специальности «менеджмент».
Сейчас уровень образования работников электросетей соответствует уровню хорошего энергетического предприятия, работники с вузовским образованием трудятся даже на рядовых должностях. Несоизмеримо улучшились и условиях труда . То, что было и что теперь, – небо и земля. Этому способствует, конечно, техническое перевооружение производства, но и забота о бытовых условиях работающих, их здоровье тоже.
Но ужесточились и требования техники безопасности. Обязателен контроль: состояние здоровья электриков утром и вечером проверяет медицинский работник. Человека с температурой или отклонениями артериального давления до работы не допустят, что кроме всего прочего убережет и от коварных случайностей. А случайностей в работе энергетиков быть не должно. И если засомневался в чем-то директор, почуяла его «чуйка» неладное, надо быстро принимать меры – спуску не будет. Это все знают.
ОН ПРЕДПОЧИТАЕТ оставаться в тени. Хотя, если честно, похвалиться есть чем. Быстрыми темпами идёт переоснащение производства, его модернизация. К примеру, на распределительных пунктах в 10 Квт заменены масляные выключатели на современные вакуумные, сделано автоматическим включение резервных источников, что важно, если напряжение на одном из них вдруг упало. Горсети же озаботились заменой общедомовых счётчиков в многоквартирных домах на новые, причём за счёт своих собственных средств. Федеральный закон за № 261 тоже предписывает сделать это в обязательном порядке к 2013 году, но только – за счёт самих жильцов. Предприятие вкладывает деньги в развитие района, в том числе электрификацию новых микрорайонов частной застройки, которых в последние годы появляется всё больше.
Впечатляет парк спецтехники, который позволяет выполнять работы любой сложности, начиная со строительства и кончая эксплуатацией объектов. Да и просто сама территория бывших коммунальных сетей преобразилась настолько, что люди, там давно не бывавшие, глазам своим не верят. Но никаких делегаций по обмену опытом и высоких гостей в горсетях отродясь не видали. Чему директор рад: не замечают и очень даже хорошо, значит, всё в порядке! Подумаешь и согласишься с ним. Вот попробуй-ка, останься в темноте, сразу электриков вспомнишь, а горит лампочка – так вроде так и надо.
А вот как раз за то, что горсети являются сегодня надежным поставщиком электроэнергии, Митрофанову и его коллективу можно сказать большое спасибо. Когда он стал директором, город питался с одной подстанции по четырем фидерам. Сейчас их более двадцати, с разных центров питания. Они закольцованы, а это значит, что сбои на одной из подстанций не грозят прекращением подачи электроэнергии городу. Как удалось достичь такого? На этот вопрос директор обычно отвечает так:
- Да вот, подобрали по городу все, что плохо лежало. Так и вышли из положения.
«Плохо лежало» - это то, что в начале девяностых бывшими хозяевами было просто брошено, как ненужное. Рухлядь, словом, или уже превращающиеся в рухлядь помещения и остатки оборудования. Как, например, на бывшей межрайбазе, которую подобрал и начал восстанавливать председатель райпо Сергей Крылов. Ему, конечно, в ту пору было вовсе не до помещения трансформаторной подстанции, а Митрофанов уже имел на него планы. Расположенная поблизости от тяговой подстанции железной дороги, она давала возможность сделать надежным электроснабжение старой части города, подстраховать бесперебойное снабжение жизненно важных объектов города, как то больница, центральная котельная, водоканал. Горсети выпросили себе у железнодорожников и ставший им ненужным фидер, а также подобрали и вернули к жизни трансформаторные подстанции бывшей «Сельхозхимии», «Сельхозтехники», Хлебоприёмного предприятия, ПМК-333, СУ-853, МК-176. Все они сегодня восстановлены и служат людям. Прямая заслуга директора в том, что в те лихие годы, когда рушились и не такие гиганты, он не только сохранил своё маленькое предприятие, но и значительно приумножил его. И это на фоне того, что в других районах подобные фирмочки просто разобрали по частным рукам и лишь две-три из них ещё кое-где теплятся.
ОН НЕ КРАСНОБАЙ. Уж чего нет, того нет, и бывает, Николай Николаевич даже смущается от этого. Но, тем не менее, как заместитель, прекрасно ведёт заседание Земского Собрания, когда его председатель отсутствует, одинаково хорошо взаимодействует и с молодыми своими коллегами, и со старшим поколением депутатского корпуса, к которому себя относит, ему 58 лет. Толково, по делу, выступает на заседаниях комитетов Земского Собрания.
А на встречах со своими избирателями, бывает и вовсе растрогается, особенно если пожилые соберутся.
- Стараюсь для них хоть два раза в год – к 9 Мая и Дню пожилых - праздники устроить. Иной раз от всего сердца сказать им что-то особенное хочется,- сознается он, - а подкатит ком к горлу, ну хоть ты что тут делай!
А что сказать, если он вырос среди тех, кому сегодня служит, если мама его, прожившая всю жизнь в Етыше, одном из поселений его избирательного округа, ничего, кроме работы, не видела. Да старожилы и его ещё босоногим помнят. Какие тут слова! Только поклон до земли.
И ещё дела – негромкие, может быть, но людям очень нужные. Как, к примеру, помощь старушке из Атняшки, у которой «счётчик в негодность пришел».
- Да какой там счётчик, - смеётся Николай Николаевич, когда я напоминаю ему об этом случае, - там от столба до самой лампочки всё менять надо было. Послал наших монтеров – сделали.
-Та-ак, - значит используете служебное положение в «корыстных целях», - уточняю я.
- Бывает, - разводит он руками, - а куда денешься! - И улыбается.
Он и живёт среди своих избирателей - построил дом в одном из селений своего округа. Тем самым только утяжелив свою депутатскую ношу: ясно, к односельчанину подойти проще, чем к начальнику в кабинет. Но своя ноша, она, говорят, не тянет.
- ОН - ЧЕЛОВЕК НАДЁЖНЫЙ, - так характеризует Николая Николаевича Митрофанова председатель Земского Собрания Алла Горбунова.
И я согласна с таким мнением на все сто процентов. Надежная опора муниципалитета – таким своё предприятие сделал директор; надежный партнёр – с этим согласятся все, кто когда-либо заключал с ним деловые соглашения, как с руководителем электросетей; надёжный народный избранник - в полном понимании этого слова. И просто хороший надёжный человек, которому до всего есть дело.
Людмила Симонова.