Они не прячутся от людей, не боятся общения с населением. Проводят личные приёмы граждан, отвечают на вопросы в ходе «прямых линий», встречаются с жителями территории на сходах, активно ведут работу с населением их общественные приёмные.
Мы решили выяснить, как происходит взаимодействие c электоратом, какие проблемы обсуждаются, как они решаются. Для этого опросили четырёх представителей общественно-политической сферы, регулярно проводящих личные встречи с населением. Выяснили, с какими проблемами чернушане обращаются к ним чаще всего. Узнали, какие проблемы выделяют сами. И задали вопрос: какие требования, по их мнению, должны предъявляться к кандидату в главы городского поселения, а также кто способен решать обозначенные проблемы?
Итак, респондентами выступили: генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», депутат Законодательного Собрания Пермского края, член комитета ЗС по экономическому развитию и налогам Александр ЛЕЙФРИД, руководитель аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, глава Чернушинского района с 2001 по 2005 годы Олег ХАРАСЬКИН, действующий глава Чернушинского муниципального района Михаил ШЕСТАКОВ, директор ООО «Дорос», депутат Земского Собрания Чернушинского района, председатель комиссии ЗС по депутатской этике Андрей ГАЛИХАНОВ.
По первому вопросу наши собеседники оказались едины во мнении, что подавляющее большинство проблем и вопросов имеют «городскую прописку». ЖКХ, улучшение условий проживания, благоустройство, порядок на улицах, разбитые дороги, дороговизна жилья и земли в городе, отсутствие мест для проведения досуга...… И это далеко не полный перечень вопросов, с которыми приходят горожане в общественные приёмные и на личные встречи.
По второму вопросу мнения разошлись.
Александр Лейфрид считает, что нельзя разделять проблемы на более или менее важные. Если они есть, их надо решать. И они решаются по мере сил и возможностей. Часть вопросов снимается посредством реализации Соглашения о сотрудничестве между ОАО «ЛУКОЙЛ» и Пермским краем. Благодаря этому в районе ежегодно появляются новые социальные объекты, проводятся традиционные благотворительные программы, реализуются гранты конкурса социальных и культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Многие вопросы решаются силами общественной приёмной.
- В Чернушке живут избиратели. И тот факт, что горожане не могут найти решения своих проблем на местном уровне, является тревожным сигналом, - заключил Александр Викторович.
Олег Хараськин, отвечая на второй вопрос, отметил, что за последние несколько лет увеличился аппарат чиновников, отчего выросли расходы на его содержание.
- Федеральным законом разделены полномочия между районом и городом, но это не дает руководителям права дублировать работу друг друга. Два отдела культуры, два отдела архитектуры, управление и комитет по имуществу, УКС и Отдел заказов. Все получают зарплату, занимают кабинеты, используют служебный транспорт. И какие, а главное, чьи амбиции мешают городу передать в район пусть не все, но хотя бы часть полномочий, мне не очень понятно. Надо уметь договариваться, - говорит Олег Алексеевич.
Глава района Михаил Шестаков поделился, что у него вызывает опасения тот факт, что бюджет городского поселения систематически не справляется со своими расходными обязательствами. Кроме того, нет достаточной прозрачности при освоении городом федеральных и краевых средств, распределением которых между поселениями занимается район. Все это ложится на благодатную почву уже нескрываемого конфликта с городским главой, разрешить который Михаил Владимирович пытался неоднократно. В итоге руководитель районной администрации открыто заявил в СМИ, что ни при каких обстоятельствах поддерживать действующего главу города на предстоящих выборах он не намерен.
Андрей Галиханов сразу поднял «дорожную тему».
- Меня, как строителя и руководителя профильного предприятия, прежде всего, беспокоит состояние городских дорог. Они серьёзно запущены. И проблема переросла в ту фазу, когда регулярные текущие ремонты асфальтового покрытия бесполезны. Сейчас большинству городских улиц требуется только капитальный ремонт, что на порядок дороже. Нужно срочно принимать меры для исправления ситуации, разрабатывать и реализовывать программу восстановления городских дорог, привлекая на эти цели все возможные финансовые ресурсы. А то, что сейчас делает городское руководство, даже полумерами назвать невозможно. Печально, что уходит драгоценное время: уже в разгаре строительный сезон 2013 года. До зимы мы, конечно, доживём, будем ругаться и ездить, но что увидим следующей весной?! - поделился Андрей Кадирович.
Отвечая на третий вопрос, все четверо сошлись во мнении, что главой города должен быть порядочный, авторитетный, молодой и энергичный человек, имеющий опыт руководящей работы в органах власти и в бизнесе. Руководитель территории должен быть хозяйственником и ориентироваться в вопросах бюджетирования. Кроме того, у него должно быть четкое видение решения обозначенных вопросов и эффективная команда, способная «без раскачки» начать работать.
Проанализировав эти параметры, практически сразу выявился такой человек. Это директор ООО «Промсервис» Иван Ратегов. К слову, его, как компетентного руководителя, характеризовали все из «чётверки» опрашиваемых.
Иван Леонидович в 2005 году возглавил Чернушинскую Городскую думу первого созыва. И в настоящее время является её председателем, поэтому о городских проблемах знает не понаслышке.
С ним - наш дальнейший разговор.
- Иван Леонидович, существуют ли различия в период вашего председательствования в первом и втором депутатских созывах?
- Различия, конечно же, есть. И значительные. В 2005 году, в соответствии с требованиями Федерального закона № 131, путём разделения полномочий с районом, образовалось Чернушинское городское поселение. Как самостоятельная муниципальная единица, оно должно было иметь и администрацию, и Думу, то есть представительный и исполнительный органы власти. Существовал типовой городской Устав, согласно которому глава городского поселения был одновременно и председателем Думы. Тогда в 2005 году на этот пост горожане избрали меня. А администрацию города возглавил так называемый сити-менеджер - наёмный работник, полностью подконтрольный Думе. Плюсом (и большим) было то, что все депутатские инициативы, разработанные программы развития и нормативные акты реализовались администрацией незамедлительно.
В 2007 году в целях экономии затрат на городской аппарат управления депутаты Думы разработали и внесли изменения в Устав Чернушинского городского поселения: упразднили затратную для бюджета территории должность главы администрации, а также разделили полномочия главы города и председателя Думы. Кстати, последний со следующего созыва избирался из числа депутатов и работал уже на неосвобождённой основе.
В 2008 году я прошёл в депутаты по центральному округу. И коллеги, оказав доверие, избрали меня председателем Думы второго созыва. Вот тут выяснилось, что инициатива с сокращением сити-менеджера не оправдала себя. В первое время, действительно, удалось добиться некоторого снижения расходов бюджета на содержание администрации. Но затем администрации, теперь более свободной от обязательств перед Думой, уже ничего не мешало увеличивать штат за счет введения новых должностей, что постепенно и начало происходить. Кроме того у Думы резко уменьшилось количество и качество рычагов воздействия на чиновников. Далеко не все проработанные депутатами вопросы превратились в реальные дела. Стало трудно доносить пожелания депутатов (читай - избирателей) до руководства города. К примеру, в трехлетней программе развития благоустройства городского поселения были учтены большинство, но не все, требований депутатов. Эта программа была разработана администрацией и согласована нами только в прошлом году. Поэтому оказалась и профинансирована, то есть, выполнена на данный момент менее чем на 10%. К планированию доходов и расходов городского бюджета у депутатов тоже много вопросов, но ответа на них мы не получаем. Тем не менее, поиски возможностей эффективной работы с администрацией происходят в постоянном режиме, поэтому многое удалось реализовать совместно.
- По Вашему мнению, какие сильные стороны у Чернушки?
- Главная сила нашего города - это, бесспорно, его жители. Чернушане очень требовательны. Они намного чаще заявляют о своих желаниях в различные инстанции, предъявляют требования к качеству обслуживания во всех сферах. Об этом говорю уверенно, поскольку имею возможность сравнивать Чернушку с другими территориями Пермского края.
Большинство моих земляков знает, куда писать, звонить, приходить для того, чтоб его проблема была решена на компетентном уровне. И это очень хорошо. Это и есть та обратная связь, позволяющая власти держать руку на пульсе происходящего в территории.
Особое уважение в этом плане вызывают наши пенсионеры. Именно они первыми реагируют на любые проявления несправедливости со стороны властей, вовлекают в общественную жизнь молодежь, не остаются равнодушными к политической жизни города. Они - самые законопослушные граждане и главная сила, противодействующая бестолковым реформам любого уровня. Именно они всегда готовы выйти на пикеты, акции протеста и демонстрации в защиту интересов всех жителей города. Показательный пример - мартовский митинг против повышения тарифов ЖКХ и начислений за общедомовые нужды.
- А что сейчас происходит в жилищно-коммунальном хозяйстве города?
- В настоящее время в Чернушке завершился период становления коммунального хозяйства по многострадальной реформе ЖКХ. Из положительных моментов нужно отметить то, что главные поставщики коммунальных ресурсов - «Водоканал» и «Теплосети» - остались муниципальными предприятиями. Хоть это и идёт несколько вразрез с общегосударственной политикой в отрасли - передать ЖКХ в частные руки.
Не обошёл Чернушку и закон об ОДН, подняв справедливую волну негодования жителей. Квитанции за жилье как-то резко стали «перевешивать» половину пенсий и зарплат горожан. Здесь, по моему мнению, серьезная недоработка законотворцев на федеральном уровне. Надо было как-то грамотно и постепенно внедрять эту финансовую ответственность за потери и воровство ресурсов, а не так, как произошло, - обухом по голове! В некоторых домах расход воды на общие нужды в одном подъезде оказался почти таким же, как в небольшом банно-прачечном комбинате. Любому понятно, что это абсурд. Нельзя допускать, чтоб сосед обманывал соседа, списывая свой расход воды и электроэнергии на общедомовые нужды, а именно, на добросовестных плательщиков.
Да, изменить на местном уровне федеральный закон, конечно же, не получится. Не верьте тем, кто кричит, что может добиться исключения из квитанций статьи затрат на ОДН в отдельно взятом городе, районе или селе. Всё, что возможно на уровне муниципалитета, так это добиться максимального снижения стоимости ресурсов, затрачиваемых на общие нужды, но и это можно сделать только при условии четкого учета кубометров, гигакалорий и киловаттов, поступающих в отдельный дом и в отдельную квартиру.
В первом квартале 2013 года в Городской думе была создана специальная депутатская комиссия по решению проблем с ОДН. Результатом её работы стал пакет предложений по разработке и реализации программы установки каждому потребителю антимагнитных счётчиков на воду, современных электросчётчиков и общедомовых приборов учёта на другие коммунальные ресурсы. Кроме того, предложен механизм создания системы общественно-административного контроля за нарушениями при потреблении ресурсов, как со стороны собственников жилья, так и со стороны управляющих и обслуживающих компаний. Проведя эти мероприятия в течение трёх лет, можно было бы добиться снижения затрат на ОДН до уровня 3-5% от объёма квартирного потребления. Но, к сожалению, пока рекомендации и предложения администрацией города должным образом не проработаны, проигнорированы. Впрочем, актуальность предложенных мер не пропадает, возможно в любой момент активизировать работу в этом направлении.
- В таком случае как бы Вы ответили на два извечных вопроса: кто виноват и что делать?
- Ну, на первый вопрос я отвечать не буду. Дефицита критиков в Чернушке никогда не было. Есть люди, которые в этом нехитром деле гораздо искушённее меня, и строят свои политические карьеры на «обливании грязью» других. Это не мой метод, поэтому воздержусь называть виноватых.
А вот что делать?.. На мой взгляд, нужно усилить административную работу по трем основным направлениям.
Во-первых, решать проблемы не по мере их возникновения, а постепенно. Надо перефокусировать внимание на выполнение долгосрочных программ развития. То есть сначала хорошо спланировать задачи на 3-5 лет вперёд, и чётко их выполнять. А у нас сейчас зачастую используется метод «тушения пожаров»: возникла проблема - начинаем искать возможность её устранения, причём делаем это спонтанно, непродуманно. Так высокого уровня развития городу достигнуть не удастся.
Во-вторых, надо поставить во главу угла вопрос комфортного проживания в нашем городе. А это благоустройство, чистота и порядок. На самом деле, денег в бюджете на это хватит. Нужно лишь системно подойти к их расходованию. Необходимо увязать в одну грамотно продуманную программу и развитие инфраструктуры, и озеленение, и строительство дорог, и благоустройство. И делать всёнужно своевременно. Тогда не будет при укладке газопровода раскапываться пару лет назад сделанная дорога, не будут уничтожаться при строительстве зелёные насаждения. Небольшой пример в цифрах. В своё время, при разработке программ развития города, мы подсчитали, что при среднем сроке службы дороги в 7-9 лет, в год необходимо ремонтировать 3,5 километра. Своевременный ремонт дороги обходится в 8-9 миллионов рублей за километр, и изыскать такие средства городу вполне по силам. А вот если дорогу запустить, то её ремонт (уже капитальный) обойдётся в тридцать миллионов рублей за километр. При уровне собственных доходов горбюджета порядка ста миллионов рублей - задача, мягко говоря, трудновыполнимая.
Также набила оскомину и «мусорная проблема». Минимум дважды в год мы видим как организация, обслуживающая городские контейнерные площадки, не справляется со своей работой. И пока у «Внешнего благоустройства» нет конкурентов, горожане не застрахованы от «мусорных коллапсов». Борьбу с данной ситуацией необходимо начинать незамедлительно, причём тоже системно: от пропаганды культуры чистоплотного поведения на улице до создания конкуренции в мусорном бизнесе Чернушки. Если возникнет необходимость, то нужно создавать и специализированное городское муниципальное предприятие.
В-третьих, Чернушку необходимо делать привлекательной с точки зрения качества жизни населения. У муниципалитета есть возможность предоставлять земли для индивидуального строительства. Но надо распределять городские земли не по своим да нашим, а проводить честные аукционы, давая возможность приобретать участки с коммуникациями по доступным ценам. Также необходимо проводить работу по привлечению в наш город новых производств, развивая тем самым рынок труда. Чернушка имеет очень удобное территориальное расположение. Это, прежде всего, транспортный узел между несколькими регионами страны. С приходом новых работодателей, нынешние будут вынуждены выплачивать и вовремя, и достойную зарплату. На моей памяти есть эпизод, когда в 2008 году велись переговоры с руководством одного стекольного завода, филиал которого планировалось открыть в Чернушке. Социальный эффект - порядка двухсот новых рабочих мест. Но, администрацией города вовремя не решился вопрос с землей в промышленной зоне, и инвестор ушел на другую, более «расторопную» территорию.
- О конфликте между городской и районной администрациями общеизвестно. А каково Ваше мнение, как руководителя городской представительной власти, по этому поводу?
- Да, о конфликте действительно известно. И его ведь даже не скрывают. А отношусь я к нему крайне отрицательно. Здоровая конкуренция между двумя уровнями власти переросла в никому не нужное противостояние. Эту войну необходимо заканчивать. Тем более что глава района пытается урегулировать конфликт. В этой конфронтации наш город слишком много теряет. Я считаю, что добрые отношения между руководителями двух администраций помогут районный бюджет развернуть лицом к городскому поселению. И, сев за стол переговоров с главой района, можно найти решение вопроса с объединением или передачей части полномочий на районный уровень, что позволит сократить стоимость содержания аппарата чиновников. В конце концов, мы живем на одной земле, делаем одно дело, а Чернушка - наша общая родина.
- Иван Леонидович, а не планируете ли Вы принять участие в выборах главы городского поселения?
- Не скрываю: собираюсь. Ведь роль стороннего наблюдателя меня абсолютно не устраивает. У меня есть опыт работы в руководстве города, есть определённые наработки в решении многих городских проблем, разработаны проекты ряда программ развития Чернушки. Я досконально знаю городскую систему управления. И использовать свой багаж знаний для того, чтобы давать кому-то советы? Намного эффективнее действовать самому. Ряд руководителей предприятий города, депутатов Законодательного Собрания края, Земского Собрания района и Городской думы уже одобрили моё решение баллотироваться и готовы меня поддержать.
А главное - Чернушка мой родной город. Я здесь родился, вырос, здесь работаю. Здесь живут мои дети, родные и близкие мне люди, друзья. И уезжать отсюда я не собираюсь. Говорят - где родился, там и пригодился. И если мои земляки осенью окажут мне доверие, сделаю всё возможное, чтоб оправдать их ожидания.
Подготовила
Гульнара ШАРАФУЛЛИНА