Брала со стеллажа в магазине банку с томатами и случайно уронила рядом стоящую. Должна ли я была заплатить её стоимость, как того потребовали работники магазина? Ведь поставили этот товар крайне неудобно для покупателя.
Анна Савельева,
г. Чернушка
Практически каждый из нас является покупателем одного из супермаркетов, и зачастую возникает вопрос: «Что делать при случайном повреждении неоплаченного товара на территории магазина? Обязан ли потребитель оплачивать этот товар, если нет, то на какой закон можно сослаться?»
Если вы случайно, без умысла, повредили принадлежащий магазину товар, например, задели стеклянную банку кофе, стоящую на полке, и она разбилась, и это произошло до момента его оплаты, то сотрудники магазина не вправе требовать у вас оплаты ненамеренно испорченного товара. Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения.
По гражданскому праву, решение вопроса о том, на кого возлагаются возможные неблагоприятные последствия случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых собственником вещей (убытки), связано с определением момента перехода права собственности (права оперативного управления).
Риск случайной гибели или порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не предусмотрено договором. Следовательно, по общему правилу убытки (риск) в связи с гибелью или порчей вещей несёт их собственник.
Риск случайной гибели имущества или случайного его повреждения, согласно ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации, несёт магазин, если иное не предусмотрено договором. В данном случае, до оплаты товара в кассе, собственником является магазин.
В каждом конкретном случае, необходима объективная оценка ситуации. Необходимо разобраться, сделано это по неосторожности, «когда падает товар из рук» или покупатель «зацепил» хрупкий товар одеждой, корзиной, перемещаясь по торговому залу, торговое оборудование которого или проходы для покупателей и др. не отвечают установленным требованиям?
В подобной ситуации нужно сразу обратиться к руководству магазина, составить акт, покупателю письменно изложить своё мнение по случившейся порче товара, не будет лишним сделать соответствующую запись в «Книге отзывов и предложений», которую работники магазина обязаны предоставить по первому требованию покупателя.
В тех случаях, когда покупатель отказывается возместить стоимость повреждённого товара, вопрос решается в судебном порядке.