Ремонт, не оправдавший ожиданий, некачественно выполняемые работы или полное их отсутствие – вот неполный список распространённых претензий к коммунальным службам.
Разговор о наболевшем, а именно – о проблемах ЖКХ, состоялся на встрече главы Чернушинского городского поселения Юрия Кислицина с жителями нашего города. На вопросы населения также отвечали руководители управляющих компаний и ресурсоснабжающих предприятий.
Народу в ГЦКиД «Нефтяник» собралось немало – в общей сложности, наверное, человек тридцать. Самыми организованными, похоже, стали люди пенсионного возраста, которые, как мы знаем, исправно платят за свет и другие коммунальные услуги. Множество разноплановых вопросов прозвучало в этот день. Чернушан волновало состояние дорог, газификация улиц, капитальный ремонт многоквартирных домов, вывоз мусора, рост тарифов и так далее.
Услышьте простого жильца!
Одним из первых вопросов, который был поднят на этой встрече, стала тема нецелевого использования воды:
- Возле многоквартирных домов многие жители содержат огороды и для полива грядок используют водопроводную воду. Получается, что за поливку вынуждены платить и те жильцы, у которых не установлены счётчики на водоснабжение? Кто контролирует расход воды и предусматривается ли наказание в виде штрафа?
- Естественно, контроль ведётся. Штрафовать мы не можем, но если выявляются факты нецелевого использования воды, специалисты «Водоканала» приезжают и «отрезают» воду, - отвечает заместитель главы города по инфраструктуре Андрей Драницын. – На сегодняшний день горожанам выгоднее установить в квартирах приборы учёта, так как норматив потребления воды в нашем городе завышен. К примеру, семья из трёх человек потребляет в месяц примерно 4 кубометра воды. По нормативу же такой семье придётся заплатить за 15 кубов. В любом случае, даже если кто-то из ваших соседей поливает грядки под окнами, вы больше норматива не заплатите.
- Почему из горячего крана течёт чуть тёплая вода? Хотя платить-то нам приходится за неё, как за горячую, а она дороже холодной! – прозвучал очередной вопрос. - Можно ли сделать в связи с этим перерасчет за жилищно-коммунальные услуги? Что нам для этого надо предпринять?
- Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, температура горячей воды в кране должна быть не менее 55 градусов, - поясняет Александр Балахничёв, директор МП «Тепловые сети». - Основанием для перерасчета размера платы является акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, в котором указываются нарушения параметров качества. Для этого необходимо обратиться в управляющую организацию.
Немало вопросов прозвучало по капитальному ремонту многоэтажных домов. Надеяться на то, что отремонтируют наши дома за счёт государства уже не стоит. Но многие собственники жилья в многоэтажках так и не осознали того, что ответственность за состояние своего дома несут в первую очередь они сами. Управляющие компании занимаются содержанием и текущим ремонтом. Капитальный ремонт коммуникаций, кровли и так далее – забота самих собственников. Даже несмотря на то, что он может обойтись в несколько миллионов рублей.
- Управляющая компания не может финансировать за свой счёт капитальный ремонт, - поясняет Андрей Драницын. – Выбор у собственников жилья всегда есть: не устраивает УК, можно организовать ТСЖ или выбрать в качестве способа управления непосредственное управление.
За что платить сантехнику?
Сантехник – профессия очень полезная. Именно его мы вызываем, если у нас на кухне или в ванной случается коммунальная катастрофа. Но не все знаем, что некоторые виды мелкого ремонта специалисты-коммунальщики нам должны произвести бесплатно.
- Нужно ли платить, если вызываешь сантехника? – прозвучал следующий вопрос, касающийся оплаты услуг и вызова аварийной службы. - Правомерно ли то, что некоторые мастера с собственников квартир требуют денег?
- Аварийная служба работает круглосуточно, и все виды работ, необходимые для локализации аварии, она обязана выполнять бесплатно, - отвечает директор ООО «Регион» Геннадий Фофанов. – На другие работы в каждой компании есть чёткий прейскурант цен, с которыми могут ознакомиться все желающие.
Большинство жильцов-потребителей даже не догадываются, на что мы имеем право, ежемесячно оплачивая графу в квитанции под названием «Содержание и текущий ремонт имущества». В эту статью входит, в частности, мелкий ремонт, в том числе, и сантехнический: устранение неисправностей в системах отопления и горячего водоснабжения, замена при течи отопительных приборов и полотенцесушителей (стандартных), замена прокладок, регулировка смывного бачка унитаза с устранением утечки, укрепление сантехприборов и другие работы, которые утверждены специальным перечнем.
Что касается крупных работ, требующих приобретения оборудования, - естественно, их придётся оплатить.
Экономика и экономия
С первых дней нового года чернушане столкнулись с тотальным ростом цен на электроэнергию, отопление, воду.
- Можно ли понизить тарифы на коммунальные услуги? - интересует многих. Ведь получается так, что половину заработной платы съедает именно «коммуналка». Специалисты пояснили, что программы по снижению стоимости коммунальных услуг в городе нет. И что о снижении тарифов можно только мечтать. С каждым годом в стране растут цены, а значит, и затраты увеличиваются. Работать себе в убыток никто не хочет, поэтому вместе с затратами скачут вверх тарифы. Выходит, у проблемы нет решения.
- Городская администрация ставит перед собой реальные задачи – замедлить рост тарифов, - поясняет глава Чернушки. - Для этого в городе и на ресурсосберегающих предприятиях работают программы по энергосбережению, проводятся мероприятия по снижению затрат.
Впрочем, одна уважительная причина у коммунальных служб есть. Это проблема неплатежей и задолженностей потребителей перед коммунальными предприятиями. Долг населения в этом году только перед «Тепловыми сетями» составил порядка 19 миллионов рублей!
- Формированием тарифов на водоснабжение и водоотведение с 2010 года занимается Региональная энергетическая комиссия, - продолжает Юрий Александрович. – Необоснованным или завышенным тариф быть не может. Тарифы контролируются прокуратурой, существуют аудиторские фирмы, которые тоже отслеживают их рост.
- Но почему тогда житель Чернушки за один квадратный метр платит 26 рублей, а в Барде эта сумма намного меньше – 18? – прозвучал следующий вопрос.
- В Барде самый низкий тариф на отопление, - поясняет Александр Балахничёв. – Разница связана с себестоимостью услуг. Если Чернушку сравнить с другими территориями Пермского края, то стоимость услуги за отопление у нас в два раза ниже.
Тариф на водоснабжение тоже один из низких в крае. Например, один кубометр холодной воды чернушанам обходится чуть более 16 рублей, в Губахе – 30. Ниже среднекраевого показателя и тариф на вывоз мусора – порядка 18 рублей. А тариф на обслуживание жилищного фонда – один из самых низких в Прикамье – всего 8 рублей за один квадратный метр жилой площади.
Проблем - выше крыши
На встречу с руководством города пришли и жители посёлка Азинский, которые подняли темы ремонта жилого фонда и состояния дорог.
- Всё, что есть в Азинском: и инфраструктура, и дороги, и благоустройство – всё оставляет желать лучшего. Проблем очень много, - комментирует Андрей Драницын. – Но работа ведётся, посёлок преображается. Сейчас дороги посёлка включены в муниципальный контракт по очистке территории города. С 2008 года производится ремонт гравийных дорог, газифицируются улицы, установлены контейнерные площадки. 21-й дом по улице Будённого попал в программу ликвидации ветхого и аварийного жилья.
Власти Чернушинского поселения не скрывают, что проблем в ЖКХ, как говорится, выше крыши. Сгнило-проржавело-обвалилось – ситуация, характерная для большинства многоквартирных домов. Денег на ремонт ветхого жилья, как всегда, недостаточно, многие дворы не благоустроены, коммуникации изношены. Извечные споры о том, кто виноват, что делать, и, самое главное, за чей счёт, длятся годами. Жители со своими коммунальными проблемами не устают осаждать и закидывать письмами администрацию города, коммунальщиков. Поэтому прошедшая встреча с руководителями оказалась полезной и простым людям, и властям. Она показала, что многие жители не только пытаются решить частные проблемы, но и болеют душой за наш город в целом.
Нужно отметить, что встреча хоть и прошла в атмосфере осознания того, что необходимо понимать друг друга, но всё же власти пришлось «попариться». Ещё чуть-чуть - и противоречие переросло бы в скандал, но мероприятие вовремя подошло к своему логическому завершению.
Записала Гульнара
ШАРАФУЛЛИНА