Хочу поделиться воспоминаниями с читателями любимой газеты «Маяк Приуралья». Описывая свою судьбу, я описываю жизнь целого поколения людей послевоенного времени и вовсе не хочу подчеркнуть: «Ах, какая я...». А хочу убедить живущих, что настоящая жизнь не такая уж трудная. Просто надо уметь правильно её оценивать, сопоставляя с судьбой, которая выпала на долю старшего поколения.
едь даже не было в обиходе того, что имеем в настоящее время: электроутюгов, электрочайников, телевизоров, компьютеров, стиральных машин, сотовых телефонов и многого другого. Не было асфальтированных дорог. Впомине не было автобусов, легковых машин – ни одной в деревне. Председатели сельсоветов и колхозов ездили на лошадках. А сегодня мы настолько привыкли к таким удобствам, что не представляем жизни иной и не ценим того, что имеем.
Начну с воспоминаний о жизни в послевоенное время. В конце июля 1945 года, мечтая стать учителем, я с котомкой за плечами оттопала пешком 30 км до Чернушки и первый раз в жизни поехала на поезде. И как! На подножках железнодорожного вагона до Красноуфимска, а позднее – на буферах. Конечно, было страшно, но не было денег на билет. Приехали с подружкой ночью. Я улеглась спать на вокзале прямо на полу под диваном, а милиционер вытащил меня оттуда за лапти. И я на всю жизнь запомнила такую картину: сижу на паркетном полу среди вокзала при ярком электроосвещении и обуваюсь в лапти.
Утром пошли в город, чтобы отыскать педучилище. Дождь лил, не переставая. Бродили по городу часа два, наконец, достигли цели и вовремя: абитуриенты уже приготовились писать диктант. Нас всё-таки пригласили в класс. После экзаменов захотелось поесть. Развязала я котомочку свою, а там вместо каравая хлеба – тесто! Ведь не было тогда, как сейчас, непромокаемых пакетов. И вот этим тестом я и кормилась на протяжении всех экзаменов и до приезда домой. Не было денег на хлеб, да и давали его только по карточкам.
Сдали мы вступительные экзамены хорошо. Впереди - три года голодной студенческой жизни. Получали положенные студенту 500 г хлеба. Съел бы его разом, но надо разделить на завтрак, обед и ужин. Понюхаешь только и идёшь на рынок продать, чтобы купить тетради, карандаши, чернила для записи лекций.
Помню очень горький для меня случай. Еду после зимних каникул в Красноуфимск на подножке железнодорожного вагона. Мороз, ветер пронизывает насквозь. В Щучьем Озере поезд остановился буквально на несколько секунд, но какой-то вор успел чиркнуть бритвой по моей котомочке – и вывалилось из неё всё содержимое. Приехала я в Красноуфимск: слёзы, горе.
Условия жизни студентов, как сейчас кажется, были невыносимые. Сами вручную пилили сырые брёвна на дрова, сами кололи, а они не горят, в комнатах холодно. Однажды произошёл такой случай. Две студентки кололи дрова поздно вечером, темно. Одна держала чурку обеими руками, а другая - тяп топором! И отлетели у первой оба большие пальцы рук. Осталась девушка инвалидом на всю жизнь. Но, несмотря на все трудности, учились, одолевая программу педучилища не за четыре, а за три года. Торопились, ведь после войны в школах не хватало кадров.
По распределению мы вчетвером должны были к 15 августа приехать в город золотоискателей Берёзовский Свердловской области. Мама собрала меня в дорогу. Где-то раздобыла небольшой фанерный чемоданчик, заполнила его. Чем, думаете? Бельём, нарядами, украшениями? Сухарями! А с боку привязала подушку. Вот это и было моё приданное. И диплом с присуждением мне права носить звание «Учитель». Как я благодарна маме за это «приданное», полученное в такие трудные годы!
Поселились мы в маленьком домике – флигельке. Кровати, старые и ржавые, дали нам в школе. А постельного белья ни у кого нет. Представляете, как пригодилась мне мамина подушка! А сухари! Ведь в первые дни, пока не включили нас в списки на хлеб, я и жила на этих сухарях.
Собрали мы свои последние копейки, купили материал для матрацев, сшили их вручную, накосили и высушили осоки, и матрацы готовы. Зайдёшь в избушку – в нос запах сушёной осоки, ложимся спать – шум стоит от наших матрацев. Так прожили до холодов, а работали все четверо в одной школе. В избушке печи нет, холодно. И разъехались мы по съёмным квартирам. Некоторым из нас пришлось соглашаться вместо платы за жильё мыть полы в хозяйских комнатах, носить из колодца воду для лошади, для скота.
Я вспоминаю свой первый урок. 1 сентября, 1948 год, 2-й класс. Вошла, и 42 пары любопытных глаз устремились на меня. Да ещё четверо родителей, ухоженных, богато и изысканно одетых. А я, деревенская девчонка, в худых сапогах (на улице тепло, солнце), таких, что в изгибах видны белые шерстяные носки. Представьте, как я себя чувствовала! Такое не забудется никогда.
На первую зарплату я купила фуфайку, которая на первых порах служила как демисезонное пальто. Вот таким мне запомнился первый мой в жизни урок и первый год учительской жизни.
Очень трудная доля досталась детям военного времени и тем, кому довелось пережить не менее сложные послевоенные годы. Да и вообще любой пенсионер, вышедший на отдых после честного большого трудового пути заслуживает всяческого уважения. Низкий поклон тем, кто пережил военное лихолетье и восстанавливал страну после Победы.
Хочется сказать несколько добрых слов о детях сегодняшнего дня. Добрые, чуткие растут дети, сменяющие наше поколение. Я это ощущаю на себе каждый день. Гуляя вечерами по улице, встречаясь с воспитанниками Деменевской школы, слышу приветливое «Здравствуйте! Добрый вечер!» Да ещё назовут по имени-отчеству, узнают даже впотьмах, и в душе рождается такое тёплое чувство благодарности! Кроме этого, они же готовы оказать любую помощь по хозяйству, и я благодарна им за это. А ученику 8 класса, моему соседу Владу Лисовскому – вдвойне: он приходит ко мне на помощь по первому зову.
Читая нашу районную газету, вижу, как часто наша школа занимает первые места в различных спортивных соревнованиях (спасибо за это физруку Евгению Ивановичу: работает с полной отдачей), горжусь и делаю вывод: хорошие у нас ребята, да ещё и спортсмены. Я уверена: человек, увлечённый спортом, никогда не променяет здоровый образ жизни на сигареты и алкоголь. А это значит, что из него вырастет настоящий человек, в будущем надёжный семьянин. Так что у нашего поколения достойная смена.
Анфиса Савинцева,
ветеран тыла,
ветеран педагогического труда