Красная горка, первое воскресенье после Пасхи, на Руси отмечалась задолго до принятия христианства.
аши предки встречали весну на зазеленевших горках, недоступных весеннему половодью. Центральным событием праздника становились смотрины: парни «приценивались» к нарядным по такому случаю девушкам. Ну а кто уже присмотрелся друг к другу, те играли на Красную горку свадьбу.
И в наше время многие, в согласии с древним поверьем, считают: вступившие в этот день в брак будут жить долго и счастливо, нарожают кучу детишек и умрут в один день.
Обычаи Пасхальной недели настраивали людей на общение: хозяев – на первые весенние хлопоты, связанные с крестным ходом для освещения полей, выбором первого пахаря и первого засевальщика «с лёгкой рукой», молодёжь повсюду устраивала первые весенние гулянья с качелями, хороводами, играми. Совокупность этих гуляний называлась Красной горкой.
Название Красная горка отражает состояние природы этого времени года: снег уже растаял, но сухо не везде, а пригорки и возвышенности обогреты солнышком - сюда собирались для игр дети и молодёжь. В ритуальной жизни людей, близких природе, такие места играли особую роль в течение всего года.
В среднерусской полосе Красная горка была одним из последних сроков встречи весны, которая проходила на фоне красивейших хороводных игр. В старину эти хороводы сопровождались зажиганием огней. В старом быту Красная горка считалась последним сроком сватовства и свадеб перед весенне-летними работами. Общественным мнением осуждались парни и девушки, которые не приходили на гулянья Красной горки. Существовало даже поверье: если парень или девушка не ходят на Красную горку, то они долго не обзаведутся семьёй.
Одновременно на Красную горку подводился своего рода итог брачному периоду: речь идёт о вьюнинах или вьюнишнике – поздравлении на Красную горку молодожёнов в первую весну их брака. Этот обычай был распространён по всему Верхнему и Среднему Поволжью. Песни, сопровождавшие обряд, назывались вьюнцами. Их исполняли окликалы для молодожёнов в первую весну их брака. Молодые слушали поздравление у раскрытого окна и обязаны были в окошко же подать окликалам кулич, крашеные яйца, угостить их брагой (если это были парни или мужики) или каким-нибудь лакомством (если это были дети или девушки). Этим обрядом как бы закреплялось за молодой семьёй право быть самостоятельной экономической единицей.