Если бы Пифагор не доказал теорему, которая носит его имя, то будьте уверены – это сделали бы чернушинские школьники. А еще и химические элементы в таблице Менделеева распределили, и закон Ома открыли, и словарь Ожегова составили…...
В том, что интеллектуальный потенциал у юных чернушан огромен, можно было убедиться, побывав на ежегодно проводимом районном конкурсе исследовательских работ учащихся. В этом году он прошёл в четырнадцатый раз для учащихся 5-11 классов, и во второй – для учеников начальной школы. На суд профессионального жюри было представлено 111 работ по 15 научным направлениям.
Ребята уже проделали большую работу – выдвинули гипотезы, обосновали их фактами или доказали опытным путём и оформили письменный доклад своих научных изысканий. Но впереди предстоял самый ответственный и волнительный момент – выступление с защитой результатов перед жюри.
Казалось бы, доклады, да ещё научные – что может быть скучнее? Но, поверьте, желания сбежать из аудитории не возникло ни через час, ни через два. Наоборот, время пролетело мгновенно. При этом удалось узнать много нового и интересного.
Например, второклассник Максим Середа из гимназии рассказал не только об истории появления баяна, но и о том, как устроен этот музыкальный инструмент. Кроме того, школьник выяснил, кто из чернушинских известных музыкантов умело играл на баяне. А выступая перед жюри и зрителями, он сам сыграл на музыкальном инструменте несколько мелодий, продемонстрировав, таким образом, звучание предмета своего исследования.
Игорь Усанин, ученик 3 класса гимназии немало любопытных фактов поведал о медведе. Это животное является героем многих русских народных сказок, запечатлен на картинах разных художников, изображен на гербах некоторых регионов нашей страны, в частности, и на гербе Пермского края, а также на гербах городов и районов Прикамья. Знакомя присутствующих с результатами своего исследования, Игорь представил большую коллекцию игрушечных медведей.
Эти ребята заняли призовые места в секции «Краеведение». Но первое место жюри присудило третьекласснице из кадетской школы Кристине Шестаковой. Она исследовала происхождение названия города Чернушка, протекающих на его территории речек, а также площадей, бульваров, улиц и переулков. Любопытно было узнать, что в 46 названиях увековечена память о выдающихся людях - и это самый распространенный принцип наименования городских объектов. Причем треть улиц носят имена деятелей мирового революционного и рабочего движения, чуть меньше – имена известных земляков. Кроме того, школьница описала происхождение исследуемых названий и представила топонимический словарь города Чернушка.
Учащиеся старших классов выбрали для изучения тоже актуальные и значимые темы. Например, восьмиклассница из школы №5 Елена Женина представила результаты исследования шумовых загрязнений нашего города, а ее одноклассник Сергей Казанцев рассказал о работе очистных сооружений. Первое место в направлении «экология» было присуждено тоже ученику 8-го класса этой же школы Марку Ануфриеву за исследование радиационного фона в окрестностях Чернушки.
- Для развития и процветания нашего города и страны в целом нужны умные и талантливые. И очень радует, что с каждым годом растет не только число участников конкурса, но и профессиональный уровень выполнения исследовательских работ, поэтому членам жюри очень сложно было определять лучших, – отметила специалист Управления образовательными учреждениями Чернушинского района Татьяна Останина.
Но конкурс, есть конкурс. А значит должны быть и победители. Среди учащихся начальных классов первые места заняли: по истории - Александра Деревнина (3 класс, гимназия), по физике - Михаил Ожегов (4 класс, гимназия), по окружающему миру - Светлана Крылова (2 класс, гимназия), Дмитрий Белышев (4 класс, школа № 5), Никита Аксалямов и Вероника Соломенникова (3 класс, школа № 5).
У старшеклассников: по математике – Ксения Байдина (9 класс, гимназия), по информатике – Станислав Пономарев (9 класс, гимназия), по физике – Алексей Елисеев (10 класс, гимназия), по химии – Мария Калинина (11 класс, школа №2), по биологии – Юлия Галиева (9 класс, школа №5), по литературе – Ангелина Паршакова (10 класс, школа №2), по русскому языку – Татьяна Наумова (9 класс, Деменёвская школа), по английскому языку – Артем Сергеев (10 класс, школа №2) и Яна Гималтдинова (11 класс, гимназия), по истории и краеведению – Кристина Лукуть (9 класс, Трушниковская школа), по обществознанию – Виктор Абитов и Юлия Исиметова (2 курс, механико-технологический техникум), по психологии – Оксана Алексеева (10 класс, школа №1), по технологии – Анна Селиванова и Анна Киселева (6 класс, школа №2).
Все эти ребята за свои старания получили дипломы и кубки. Отмечены были и их наставники – педагоги.
Ирина Шестакова
На снимке: Максим Середа