Воспитатель в группе раннего возраста – это «визитная карточка» дошкольного учреждения. Каким он будет, как встретит детей и их родителей, такое впечатление останется потом у них от детского сада.
Обычно родители воспринимают группу раннего возраста как группу присмотра: покушали, поспали, погуляли – и хорошо. Но именно здесь нужен опытный педагог. В ясельной группе малышу должно быть комфортно именно со взрослыми, второстепенны другие дети и игрушки. Лучшее, что может сделать мама для своего ребёнка в начальный период прихода в ясельную группу, - это не только познакомить его с окружающей обстановкой, но и буквально влюбить его в воспитателя, тем самым одновременно «отпустив» от себя. Это важно потому, что ребёнок раннего возраста идёт не к игрушкам, не к другим детям, а к взрослому, и этот взрослый должен стать для него значимым.
Ярким примером того, чего можно добиться искренней любовью к детям и своей профессии является Наталья Акентьева, воспитатель ясельной группы №1, детского сада №14. Ещё будучи девочкой она помогала воспитателям в детсаду №12, где 43 года проработала её мама.
– Мне нравилось играть с детками, так как сама ещё была ребёнком. И они тянулись ко мне, - вспоминает Наталья Владимировна. – Здесь же, позже проходила практику по специальности повара, обучаясь в ГПТУ, а потом и работала по замещению. Так и влилась в жизнь детского сада!
А теперь она имеет специальное образование и за её плечами 5 выпущенных групп. Но малыши, которые перешли в старшую группу, по привычке заходят в ясли. Даже став школьниками, скучают, приходят в гости.
- Каждый год, как Новый год! – улыбаясь, комментирует Наталья Владимировна. – Я не делю детей на хороших и плохих. Для меня все ребятишки особенные.
Детский сад работает более 15 лет по программе «Детство». Обновления, безусловно, есть, содержание меняется, того требует современность, но смысл остаётся!
- Мы учитываем основную программу учреждения, но я больше опираюсь на региональную программу физического воспитания детей 2-3 лет «СИСТЕМА». Известно, что правильно организованное физическое воспитание является одним из важнейших условий всестороннего развития детей, формирования у них основ здорового образа жизни. Но в настоящее время наблюдается снижение здоровья детей. Поэтому в группах раннего возраста пересмотру подлежат все системы организации физического воспитания: от организации питания, гигиенической культуры до развития движений, а также режима дня как в ДОУ, так и в семье, - считает Акентьева. – Для реализации нового подхода необходимо учитывать возможности маленьких детей. Данная программа будет профилактикой многих заболеваний!
Помимо сказанного, Наталья Владимировна была участником конкурса «Учитель года-2009», заняла второе место в категории «Воспитатель ясельной группы» в г. Чернушка.
- Главное бескорыстно любить детей. Без этого, я думаю, нельзя достаточно открыто общаться с малышами, способствовать их развитию. В яслях воспитатель должен быть МАМОЙ: дающей много интересного, доброй, нежной, ласковой, аккуратной и при этом важно не избаловать ребёнка. Нужны определённая стойкость и строгость в воспитании – так Наталья Владимировна отвечает на вопрос: «Каким должен быть воспитатель ясельной группы?».
На самом деле она простая и милая, внимательная и рассудительная, с добрыми глазами и нежным голосом - такое впечатление создаётся первым. Да и коллеги рассказывают:
- Наталья Владимировна - общительный и отзывчивый человек, очень тактичная как со взрослыми, так и с детьми. В её группе чётко поставлена работа с родителями. В проведение утренников, спортивных мероприятий умеет вовлечь родителей и детей. Каждое подобное событие организуется самими родителями, остаётся в памяти надолго.
Действительно, как считают родители её воспитанников, таким педагогам не откажешь в поддержке, мало того, начинаешь сам предлагать свою помощь, генерировать идеи, брать инициативу, потому что просто приятно с ней сотрудничать! И на душе радостно, что твой ребёнок в сад с удовольствием шагает.
А как этому способствовать? Наталья Владимировна и её коллеги считают, что если ребёнок неправильно вошёл в период адаптации, он может заболеть, даже получить серьёзный психологический стресс. Поэтому в садах должна сложиться такая традиция, что с малышами работают самые опытные сотрудники. Важны при этом не только их профессиональные качества, но и их здоровье, бодрость. Очень важно, чтобы воспитатель любил работать с такими маленькими детьми. Ведь и малыши до трёх лет будут ориентированы на общение с ним, а не с другими ребятишками. Поэтому, разговаривайте с вашим ребёнком! Интересуйтесь, как он провёл день. Спрашивайте воспитателя или самого малыша о его достижениях. Хвалите вашего ребёнка. Проблемы «нехотения» идти в детсад и других капризов чаще всего возникают от родительского невнимания к детям.
Наталья Азанова