Вообще, сама профессия работников дорожного хозяйства подразумевает, что без ухабов, ям и кочек на этом поприще не обойдёшься, а гладкую дорогу они прокладывают сами. Причём всегда в непростых условиях и при любой погоде. А потому ни пронизывающий октябрьский ветер, ни моросящий дождик не испугали закалённых участников традиционного конкурса профессионального мастерства, который проходил недавно на центральной базе ООО «Дорос».
Здесь собрались единомышленники: люди разных рангов и профессий – лучшие из лучших – водители и машинисты бульдозеров, грейдеров, варщики асфальтовой массы, звенья по ямочному и капитальному ремонту автодорог, дорожные мастера и инженеры Куединского, Осинского, Кунгурского и Чернушинского дорожных участков, которые соревновались в 7 номинациях.
На правах хозяев чернушинские организаторы мероприятия постарались сделать всё для того, чтобы был добрый общий настрой на победу, хорошее настроение и уверенность каждого участника в собственных силах.
... Итак, время пошло. Словно большой слаженный оркестр, конкурс профмастерства набирал обороты. Под звуки бравурной музыки просторный светлый зал, празднично украшенный гроздьями шаров и транспорантов, заполняют чёткие колонны. Вижу улыбающиеся лица, шутливые названия команд «Кунгурские орлы», «Гравийцапа», «зДОРОвСкая компашка» и другие.
Соревнующиеся прекрасно выглядят: они подтянуты, настроены по-боевому, каждая команда в спецодежде определённого цвета, с эмблемами, все в бейсболках. Приятное зрелище!
Право поднять флаг соревнования предоставляется неоднократному победителю ежегодных конкурсов профмастерства, лучшему водителю Чернушинской автоколонны Ивану Данилову. Задорно звучат одно за другим приветствия команд куединцев, осинцев, чернушан, кунгуряков.
«Непогода нам
не помеха!»
После короткой переклички команд, ярких выступлений артистов художественной самодеятельности и знакомства с авторитетным жюри, собравшихся поприветствовал директор ООО «Дорос» Андрей Галиханов:
- Непогода нам не помеха, - сказал оптимистично Андрей Кадирович. – Считаю, что ваш профессионализм, опыт и знания помогут вам добиться успехов, показать прекрасные результаты.
Первый этап соревнований – теоретический. Силы команд практически равны как по количественному, так и по квалификационному составу. Согласно условиям конкурса среди водителей только те, кто имеет I-II классы, варщиков асфальтовой массы – не ниже 5-6 разряда, асфальтобетонщики – 3-4 разряда и т.д.
И вот на втором этаже здания тишина, своей очереди на «экзамен» дожидаются водители. Нет-нет, да и звучат шутки и сдержанный смех.
Водители должны продемонстрировать знания Правил дорожного движения, ответить на двадцать вопросов. И на практике - исполнить скоростное маневрирование, в частности, старт, круговое движение, «змейка», «колея» и другие.
- Думаю, что нынче меня должны обойти более молодые соперники, - предполагает, улыбаясь, Иван Данилов. – Кстати, и в нашей чернушинской автоколонне немало отличных опытных ребят. Это Анатолий Захаров, Владимир Безматерных, Алексей Анциферов и другие. Надо уступать дорогу молодым, - смеётся мой собеседник.
Забегая вперёд, скажу, что, действительно, чернушинская команда шофёров не подкачала. Анатолий Захаров, к примеру, как и Иван, на теоретические вопросы по Правилам тоже ответил без запинки, но в практических заданиях немного уступил прошлогоднему лидеру. Все операции за рулём Иван Данилов выполнил на «отлично», набрав около 550 баллов за минимальное время, и завоевал в общем зачёте первое место. Второе и третье соответственно у чернушанина Анатолия Захарова и осинского водителя Алексея Оборина.
«Поцелуй
меня, удача» -
поётся в одной из известных песен. Вот уж, действительно, удача в этот особенный день не помешала бы никому. А выигрывать в сложной борьбе помогал опыт и свои профессиональные секреты. Не раз и не два прогоняет по крутому козьмяшинскому косогору, продуваемому всеми ветрами, свой бульдозер машинист Осинского дорожного участка Николай Ясыров. В таких соревнованиях он участвует не впервой, считает, что главное в его работе, чтобы техника была рукам послушна и не подводила.
- Только что передо мной закончили «утюжить» свои 50 метров полотна кунгурские, куединские и чернушинские бульдозеристы, - говорит Николай. – Я тоже стараюсь завершить свою работу на совесть – вывожу профиль дороги, чтобы вода с полотна стекала в кювет.
Дотошно контролирует выполнение данного задания судейская группа во главе с председателем Алексеем Равелевым, начальником Куединского дорожного участка. Кстати, строгое жюри, подведя общие итоги в этой номинации, первое место присудило чернушинскому асу Марату Ахметову, второе – Николаю Ясырову, третье – Петру Минину из Куединского доручастка.
Семь раз отмерь...
А следующая наша остановка – на территории асфальтобетонного завода, где пришёл черёд демонстрировать своё мастерство варщикам асфальтовой массы. Как отметила комиссия, знания по технологии производства и технике безопасности у Игоря Панькова из Кунгура, Алексея Кузнецова из Осы, Андрея Чугайнова и Алексея Жданова из Чернушки почти одинаковые, они получают оценку «удовлетворительно». А в практических заданиях качество продукции здесь, пожалуй, самый важный критерий. Постарался и вырвался вперёд без серьёзных претензий со стороны жюри чернушанин Алексей Жданов. На втором месте – его коллега Алексей Чугайнов, на третьем – Алексей Кузнецов из команды Осинского дорожного участка.
«Бери больше, кидай дальше» - такая немудрёная формулировка вряд ли подойдёт в сегодняшнее время для работы дорожников в бригадах капитального ремонта. Современная техника очень сложная, оснащённая компьютерным управлением, и не допускает поверхностного отношения. Как известно, дороги ООО «Дорос» прокладывает на участках с повышенной сложностью, и даже на конкурсных соревнованиях не всем участникам они достались лёгкие. «Как будете обходить люк на своём участке?» - поинтересовались мы у машиниста асфальтоукладчика Анатолия Андреева из Чернушки. На их полосе у ворот на территорию ООО «Дорос» такое вот препятствие.
- Надо подумать, всё тщательно измерить, чтобы и люк не повредить, и асфальтовую массу уложить правильно, - прикидывает Анатолий Аркадьевич. – Такие случаи в моей практике бывали, ведь на городских дорогах такое не редкость. Что ж, по словам председателя судейской комиссии Ольги Галихановой в этой номинации все участники звеньев по капитальному ремонту подготовились основательно как в теории, так и на практике. Самое большое количество очков в соревнованиях по профмастерству у команды Чернушинского дорожного участка – 90.
- Всё участники состязания из чернушинской команды сделали правильно. Они хорошо подготовили площадку, следили за тем, чтобы ровно была уложена асфальтобетонная масса, тщательно заделаны швы, - резюмирует Ольга Андреевна. Чернушане лидируют. Второе и третье места завоевали ребята из Осы и Куеды, на четвёртом – Кунгур.
Что ж, конкурс подходит к концу. И, судя по первым местам в различных номинациях, явным фаворитом становится команда Чернушинского дорожного участка. Почётные грамоты, премии, достойные призы и памятные сувениры под гром аплодисментов вручаются победителям, завоевавшим призовые места. И самое главное – сделан ещё один шаг на пути повышения профессионального мастерства, распространения передового опыта, определения лучших по профессиям.
Надежда Тарасова