Понедельник, 18 октября, 11 часов 30 минут. Странно, но у киоска с молочной продукцией по улице Коммунистической, принадлежащего ООО «МаСКо», нынче немноголюдно, хотя обычно в это время здесь было не протолкнуться.
На моих глазах бабуля, подойдя к окошечку, робко спрашивает у продавца, сколько стоит пакет молока. Цена её явно отпугивает, так как она разочарованно отходит с пустой кошёлкой. Ещё бы: до выходных цены на молочную продукцию были ниже рубля на два. Покупаю 300 граммов сливочного масла, плачу около 80 рублей, ведь теперь оно стоит 260 рублей вместо прежних 230.
- Почему повысилась цена? – спрашиваю.
- А я почём знаю! – слышу ответ, и на витрине появляется табличка «Перерыв».
- Цены-то бешеные стали, с нашей пенсии теперь ничего не купишь, - ворчали недовольные пенсионеры. – Видано ли такое: каждый день готовы цены поднимать, нет на них управы!
Трудно сказать, кого пожилые люди имели в виду: то ли торговые сети, то ли производителей молочной продукции, но сколько было в их словах справедливых нареканий! Ведь ценовой беспредел налицо.
Судя по мониторингу, который проводится районной администрацией, о стабилизации цен на продукты питания говорить не приходится. Картина в сравнении, например 15 июля с 15 сентября, совсем не оптимистичная. Средняя цена за вышеназванный период на большинство продуктов питания возросла ощутимо. Так, масло растительное (500 г) ещё 15.07 стоило в среднем 21,5 рубля, а 15.09 уже 47,5 (а на сегодня кое-где все 74 рубля). Мука высшего сорта с 11 рублей подорожала до 18,9 рублей (т.е. в 1,7 раза), греча с 33 рублей – до 60, аналогично увеличились цены на пшено, рис, яйцо, на 43 процента дороже стал сыр «Пошехонский». Это всё привозные продукты. Не отстают в ценовой гонке и местные производители.
Что касается молочной продукции, то жёлтый пакет молока (3,2 % жирности) стоил 26 рублей 50 копеек, ровно через два месяца его можно было купить за 28 рублей, а на сегодня уже на 2-3 рубля дороже. Такими же темпами повысилась цена и на остальную молочку местного производства.
Подорожали с июля по август сосиски, колбаса, хлеб, на рынке – картофель, морковь, чеснок и особенно капуста. Если в прошлом году покупатели приобретали капусту по цене 7-8 рублей за килограмм, то сегодня по 15-25, а в магазинах по 24-25 рублей. Одним словом, судя и по октябрю, «заморозить» цены на социально значимые продукты питания не удаётся. Пенсии и зарплаты росли бы такими темпами!
Попыталась я сравнить цены в продуктовых магазинах и мини-магазинчиках на рынке, в киосках. Они практически одинаковы. Предприниматели, заведующие магазинами и менеджеры, в один голос заявили:
- Мы надбавку на молочную продукцию делаем минимальную – 15 процентов. Да, было подорожание на молочку уже с 1 октября, теперь ещё и с 15 октября. Но что нам делать, если поставщики цены увеличивают?! Мы тоже вынуждены повысить, так как чем-то надо платить за отопление, электроэнергию, да и зарплату продавцам выдавать.
Кстати, уже более года как молочную продукцию ООО «МаСКо», не реализуют торговые точки Чернушинского райпо. О причинах я спросила у председателя совета райпо Сергея Крылова.
- Главная причина – слишком нестабильные и постоянно растущие цены. Считаю, что на основные продукты питания и, в первую очередь, на молоко цены должны быть если не фиксированные, то приемлемые для всех слоёв населения. Ведь находят же возможность снижать цену на чернушинское молоко, когда его реализуют в Перми. На нашем потребительском рынке уже уверенно чувствуют себя поставщики из Нытвы, Ижевска, Кунгура, которые не гонятся за сверхприбылью. И нам хочется иметь надёжных партнёров.
Не удивительно, что спрос на молочную продукцию местного производства с повышением цены снижается. Например, в мини-магазины у рынка, в магазин «Маяк» завозится минимальное по сути количество финпаков, т.е. где-то по 30 пакетов молока 2,5-процентной жирности, 10 (а в лучшем случае 15) пакетов молока 3,2 процента жирности.
Ведь в продаже есть кунгурское молоко – по 22 рубля за так называемый социальный пакет, «Весёлый молочник» – за 26 рублей. Объясняется это просто – поставщики издалека ищут рынок сбыта, привлекая покупателей более дешёвой продукцией.
Странно другое. Согласно этим же принципам рыночной торговли наше дорогое молоко можно приобрести дешевле, чем в Чернушке, например, в магазинах Перми. И это несмотря на транспортные расходы по доставке. Чернушинским покупателям это тем более обидно. Они хотели бы иметь и на своём столе продукцию местного производства по приемлемым ценам.
Безусловно, ни переработчики, ни торговые сети себе в убыток работать не хотят, да и не будут. Другое дело - налицо согласованность действий: стоит только одному звену этой цепочки завысить планку, как тут же она поднимается и следующим. Но всегда ли это обоснованно?
Надежда Тарасова