Разноголосый шум ярмарки привлекает всё новых и новых посетителей. Каждый приходит сюда в поисках чего-то утерянного, знакомого с детства по рассказам бабушек, по редким находкам из семейных сундуков.
"Рушники, полотенца, рукотерники!»- слышим мы весёлый голос зазывалы и, подойдя ближе, видим удивительный мир орнаментов, сделанный искусными руками мастерицы из Чернушинского района Светланы Ахмадуллиной. Полотенца разошлись мигом, и покупатели, не успевшие приобрести ходовой товар, стали уговаривать мастера принять их заказ. Откуда же почерпнула эта рукодельница своё умение, как зародилась в душе тяга к этому искусству?
Родилась Света в деревне Ашша в простой крестьянской семье Щипицыных, в которой мирно уживались четыре поколения: бабушка с прадедушкой, родители и дети. Жили в трудах, твёрдо помня старую русскую пословицу: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи». Без дела никогда не сидели. Бегать, играть, как это было принято у городских сверстников, было просто некогда. С детских лет учились всё делать своими руками, мастерили поделки из ниток, лоскутков, соломы. И первыми наставниками в освоении народных ремёсел стали прадедушка с бабушкой. Долгими зимними вечерами слушали дедовы притчи, былички, глядя на то, как он ловко плетёт корзины, делает туески. А бабушка Анна, искусная песенница и сказительница, а главное, мастерица ткать, вязать, учила внучку всем премудростям рукоделия. В школьные годы увлеклась кукольным театром: юные артисты порой сами делали костюмы для кукольных персонажей, готовили декорации и ставили спектакли по русским народным сказкам. И всё это глубже и глубже погружало в мир народной культуры.
После 9 класса Светлана поступила в Красноуфимское педучилище, одно из старейших учебных заведений Урала, в котором студенты имели возможность развивать свои наклонности, в том числе и к декоративно-прикладному искусству. Она, как будущий учитель начальных классов, получила разностороннее образование, но всё же любимыми для неё были уроки труда и рисования. Незаметно промелькнули студенческие годы, и вот молодой специалист Светлана Ахмадуллина начала свой трудовой путь в школе №5, а позднее продолжила его в детском саду №13. Там-то и пересеклись её пути с центром «Альтаир».
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества, занятия с детьми старшей группы в кружке «Умелые руки», проведение праздников народного календаря – все эти виды педагогической деятельности заставили её пересмотреть своё профессиональное «кредо», раз и навсегда связать свою судьбу с тем, к чему больше всего лежала душа. 1997 год стал для молодого педагога поворотным: начался её трудовой путь в Центре «Альтаир», и народная культура отныне стала главным содержанием всей педагогической деятельности. Постоянное стремление к самосовершенствованию, умение анализировать, проводить мониторинг образовательного процесса – все эти качества молодого педагога были замечены руководством, и с 1999 года Светлана Петровна стала заместителем директора центра по учебно-методической работе.
Осознание ценностей народной культуры, воспитание ребёнка через её постижение – именно это направление стало приоритетным для коллектива «Альтаира». Но изучение народоведения, как оказалось, тесно переплетено с краеведческими изысканиями, с традиционной для русского народа православной культурой. И постепенно эти направления стали краеугольными для центра «Альтаир». Созданные под руководством молодого завуча авторские программы «Традиция», «Мой край», «Глиняная игрушка – венок Прикамья» стали свидетельством нового этапа в творчестве педагогов дополнительного образования, этапа прфессиональной зрелости.
Но своего главного увлечения Светлана Петровна тоже не оставляла: она ездила на фестивали народного творчества, различные обучающие семинары и мастер-классы, где черпала опыт передовых педагогов всей страны. Москва, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Орда, Суксун, Кунгур – вот неполный список тех географических точек, где она побывала на выставках, демонстрируя свои изделия. Плетение, вязание, ткачество – это те области рукоделия, где Светлана Петровна поистине считается мастером своего дела. И пермский поэт Анатолий Гребнев, и бывший министр сельского хозяйства Олег Хараськин, и многие другие щеголяют в её рубашках, а самодеятельные коллективы Коми-Пермяцкого округа, Оханска, Перми носят пояса, сделанные умелыми руками нашего мастера. Как говорится, она и швец, и жнец, и на дуде игрец!
- Мои изделия - полотенца, мужские рубашки, пояса, вышитые картины -уехали в Италию, Францию, Финляндию, Белоруссию и другие географические точки земного шара. И надеюсь, что покорение Земли продолжится!»- задорно обещает моя собеседница.
Светлана не останавливается на достигнутом, многое перенимает от профессиональных мастеров. Так, создатель музея под открытым небом Хохловки - Клара Максимовна Соболева, методист Пермского этно-краеведческого музея Маргарита Морозова стали её наставниками в деле познания русской культуры, а Софья Сулейманова оказала помощь в постановке методической работы. Многое дала курсовая переподготовка (бывало, что ездила на курсы по 2-3 раза в год!). «Нет предела совершенству», - говорит моя героиня. И действительно, она снова в пути: то едет в Пермь, то в Осу, стараясь почерпнуть новый для себя и своих коллег опыт.
- В школе искусств, которая открывается в этом году, мечтаю создать отделение художественного моделирования народного костюма – делится Светлана. - И тогда разные виды декоративно-прикладного творчества соединятся в одном изделии – в мужской рубашке, в женском сарафане, в детской одежде, сшитой в народном стиле!
Что ж, дорогу, как она любит говорить, осилит идущий, и человек, преданный своему делу, обязательно добьётся поставленных целей. Разве ей, женщине, которая сумела воспитать дочерей Ульяну и Ксению в традициях народной культуры, вместе с мужем построила дом и посадила сад, не по плечу поставить на рельсы вместе с коллегами новое учебное заведение?! Ведь недаром говорится, что дело мастера боится!
Нина Сивова
На снимке: Светлана Ахмадуллина с дочерью Ульяной