

Только
в воспоминаниях
«Раннее летнее утро. Всей семьей идем на пристань, вдыхая свежий ветер с реки. Настроение приподнятое, почти праздничное. На Краснокамской пристани небольшая группа людей ожидает прихода “ракеты элегантной и стремительной“. Мы летим в село Ножовку, к родным, как на крыльях, путь - всего за шесть часов», - вспоминает жительница города Алевтина Баранова.
Романтика романтикой, а вот документальных свидетельств о работе пристани осталось мало. Какой она была, какие люди там работали? Документов нет ни в Краснокамском архиве, ни в городском музее. Остались только устные рассказы прежних работников пристани, сотрудников Камского речного судоходства да небольшие заметки в газете «Краснокамская звезда».
Вспоминает Евгений Федорович Карабаев, начальник отдела кадров Камского речного пароходства с 1964 по 1979 год:
- Самостоятельное пароходство на Каме было организовано 4 февраля 1931 года, до этого хозяйством заведовали волжане. Первым начальником пристани «Краснокамск», вступившим в должность с 10 апреля 1935 года, по моим сведениям, был П. И. Мокрушин. Дебаркадеры у каждой пристани на Каме начинали расставлять с 22 апреля с началом навигации и оставляли до ледостава, когда их буксировали в Нижнюю Курью. До постановки дебаркадера отправляли экспедицию для проверки глубины и других параметров месторасположения пристани. Штат пристани включал в себя начальника, двух кассиров, таксировщика, который определял стоимость перевозки груза по тарифу, приемосдатчика, который принимал и отправлял грузы, шкипера дебаркадера и трех матросов. Начальником пристани обычно назначали человека, проработавшего начальником на пристани более маленького населенного пункта в возрасте от 30 лет. Начальники могли жить на дебаркадере или в домике на берегу. Они же могли взять с собой на службу других членов команды.
Справка
Дебаркадер - плавучая пристань, причальное сооружение в виде судна или понтона, стационарно установленное (обычно в речном порту) и предназначенное для стоянки грузовых и пассажирских судов; часть пассажирской платформы железнодорожного вокзала, перекрытая навесом.
В Советском Союзе широкое распространение получили дебаркадеры из бетона, строительство которых велось с 1925 года. До Великой Отечественной войны в Советском Союзе было построено около двадцати видов бетонных дебаркадеров различного назначения — пассажирских, грузопассажирских, грузовых. После войны были разработаны стандартные типы бетонных дебаркадеров, и их строительство стало вестись крупными сериями. До 1957 года корпус делался монолитным, с 1957 года железобетонные дебаркадеры стали строить сборно-монолитными и сборными. Надстройки бетонных дебаркадеров были деревянными.
Товарищ
начальник
10 сентября 1935 года начальником пристани Краснокамска стал П. С. Поспелов (до этого был в должности начальника пристани Бумкомбината), после него – П.П.Нифонтов. Далее – Г.И. Токарев, ранее бывший диспетчером пристани Сарапула в Удмуртии, затем – В. Колобов. Начальники держались не долго и, как правило, перебрасывались в Краснокамск с низовых должностей, с маленьких причалов и пристаней. В работе их находили изъяны, о которых частенько писала «Краснокамская звезда», как все газеты того времени, предпочитавшая бичевать недостатки.
В номере от 29 августа 1939 года А.М.Ожгибесов возмущается беспорядком на пристани: «Пристань Краснокамска отличается своим бескультурьем, грязью, отсутствием порядка. Исключительная грязь в каютах для ожидания. В комнате матери и ребенка, также загрязненной, помещаются все, кто угодно. Справочного бюро нет. Приходится за справками о прибытии того или другого парохода обращаться к кассиру, а тот вместо ответа всячески вас обругает. При посадке на пароход творятся безобразия, не соблюдается никакой очереди, происходят давка и ругань. Не мешает начальнику пристани Краснокамска взять пример с других, хотя бы с Перми и Оханска, и навести у себя порядок».
Не менее суров и руководитель группы по надзору за проектно-изыскательскими работами И.В.Киселев. В номере от 13 октября 1940 года он отмечает: «Наряду с мероприятиями по предохранению от разрушения берега реки Камы должны быть предусмотрены и мероприятия по благоустройству причального и пристанского хозяйства и подъездов к берегу. Надо поддержать инициативу начальника пристани «Краснокамск» о строительстве в 1941 году речного вокзала».
После войны пассажиропоток на Каме увеличился, положение изменилось к лучшему, да и начальники, по-видимому, приходили более основательные и хозяйственные.
16 декабря 1956 года в стране появился первый скоростной теплоход на подводных крыльях “Ракета”. Он был спущен на воду в гавани завода “Красное Сормово”. Его творцом был конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев. “Ракеты” обслуживали пригородные линии на Оке, Волге, Каме, Иртыше и других крупных реках еще пару десятилетий назад. В Советском Союзе суда на подводных крыльях для жителей прибрежных городов и сел были чем-то вроде пригородной электрички.
Каждый день
в путь
Как вспоминает Евгений Федорович Карабаев, с 50-х годов существовали маршруты Пермь-Москва, Пермь-Горький, Пермь-Астрахань. До Астрахани ходили колесные пароходы – «Фурман», «Большевик». Плавали и скоростные суда на подводных крыльях– «Ракета», «Метеор» - до Усть-Качки, Чайковского, Сарапула, Набережных Челнов, Чистополя. Так, из Перми до Чистополя (конечного пункта на Каме) пассажиры доезжали на «Метеоре» всего за 10 часов. «Метеор» развивал скорость - 90 км в час, уходил в 8 утра и в 6 вечера уже был на месте. Это было очень удобно для пассажиров – с комфортом, быстро и без пересадок доехать до Чистополя. Всего в Камском пароходстве было около тысячи (самоходных и несамоходных) судов.
В газете «Краснокамская звезда» от 8 июня 1962 года описывается один день из жизни города. Пристань здесь - непременный атрибут повседневности горожан: «С пристани «Краснокамск» отправлено 145 пассажиров на транзитных пароходах. 795 человек уехало на пригородных пароходах, а 650 – приехало в Краснокамск».
На краснокамском форуме любителей и профессионалов Камского флота в интернете опубликовано множество воспоминаний и фотографий, запечатлевших пассажирские суда и дебаркадеры Камского флота. Один из форумчан вспоминает о родном городе в 70-80-е годы: «У нас стояло два дебаркадера. К одному причаливали транзитные суда (транспортная линия Пермь - Астрахань, Пермь - Ростов и Пермь - Москва); пассажирские речные теплоходы (ходили до Елово) и многочисленные суда на подводных крыльях. Второй дебаркадер - небольшая площадка – обслуживал переправу на левый берег (дачи и пляж), приставала к ней и “Москва” до Заречного».
Из отдела
в отдел
С 1946 по 1965 год Краснокамская пристань имела третий разряд, была самостоятельным объектом и находилась в ведении Камского пароходства. В 1966 -1971 годах она вошла в состав Пермского пассажирского райуправления, с 1972 по 1983 год – снова стала самостоятельной и подчинялась Камскому пароходству. С 1984 по 1990 год – снова оказалась в Пермском пассажирском райуправлении. Последним ее начальником был краснокамец Алексей Петрович Александров, проработавший на ней до 1990 года.
Но в девяностые пассажиров становилось все меньше и меньше – дешевые и быстрые автобусы вытеснили из быта краснокамцев пароходики, ракеты и калоши. Дебаркадер перестали подвозить, и пристань канула в Лету.
Екатерина Москвина,
фото из архива
Городского краеведческого музея