
Имя нашего города было присвоено новому океанскому сухогрузу, который сошел со стапелей финской судостроительной верфи в городе Турку: длина 150 метров, водоизмещение 12 тысяч тонн, скорость 17 узлов.
Строительство морского судна всегда сопровождается рядом торжественных ритуалов: закладка киля, подъем флага… Но днем рождения судна считается его спуск на воду. «Крестной матерью» «Краснокамска» стала жена премьер-министра Финляндии госпожа Виролайнен. Она не пожалела сил для 150-метрового «младенца». Крещенный шампанским «Краснокамск» соскользнул со стапелей и плавно закачался у достроечного причала.
8 апреля 1964 года на «Краснокамске» подняли флаг нашей родины, и отправился он бороздить моря и океаны, представляя во многих портах мира нашу страну и наш родной город. Газета «Краснокамская звезда» постоянно рассказывала на своих страницах о тезке города, о работе экипажа, о многомесячных рейдах. В начале 70-х годов краснокамский журналист Леонид Тяпугин был включен в состав экипажа и ходил на «Краснокамске» до Кубы и обратно. Более пяти месяцев длился рейс. Все это время читатели газеты с интересом следили за публикациями Леонида, где он рассказывал о людях романтической, но такой трудной профессии – моряках торгового флота.
Краснокамцы долгие годы поддерживали тесную связь с экипажем теплохода. А в его красном уголке бережно хранился переданный в дар морякам альбом с видами города и альбом 8«а» класса школы № 1 с коллективной фотографией ребят 1973 года выпуска. Экипаж «Краснокамска» был коллективным подписчиком на газету «Краснокамская звезда».
Главная задача торгового флота – перевозка грузов. «Бери больше - вези дальше!» - шутили моряки-«краснокамцы». Сухогруз ходил в Канаду, Мексику, Швецию, Данию, Югославию, Испанию, Италию. Но чаще всего - на Кубу. Возил сахар- сырец, кокс, зерно. Экипаж «Краснокамска» многократно становился победителем социалистического соревнования, перевозил дополнительные, как того требовало время, объемы груза, экономил топливо, смазку. Но рабочие будни не мешали настоящим морским приключениям.
-В мае 1973 года моего мужа, майора Советской армии, направили служить в Республику Куба, — вспоминает жительница Минска Людмила Пригор. — Сначала мы уехали без детей, за которыми я отправилась в начале августа. На борту корабля «Балтика» собралось много молодежи из стран Латинской Америки, возвращавшейся с каникул на учебу в СССР. Погода стояла безветренная, что в дальнейшем спасло наш корабль и нас. В первые дни плавания океан встретил нас полным штилем, тропическое солнце щедро освещало водную гладь. Так продолжалось четверо суток. А на пятые корабль сел на коралловый риф. Несколько дней мы ожидали помощи: небольшой танкер под флагом США откачал часть топлива, советские сухогрузы постепенно забирали пассажиров. Наконец дошла очередь и до меня: мне достался сухогруз «Краснокамск». Через четыре дня я вернулась в Гавану. До сих пор вспоминаю самыми добрыми словами моряков сухогруза. Они уступили пассажирам свои каюты, во всем нам помогали, поддерживали.
А вот событие 1981 года. Ураган «Деннис» бушевал у берегов Северной Америки, скорость ветра достигла 70 узлов - 130 км в час. В открытом море моряки «Краснокамска» обнаружили потрепанную яхту. Сухогруз возвращался из Америки в родной порт Ленинград. Когда вахтенный штурман доложил об обнаружении полузатопленного судна, капитан приказал застопорить машину и подготовить шлюпку к спуску. На палубу был вызван даже врач - на всякий случай. Однако спасательная команда людей на борту не обнаружила. Яхта напоминала «Летучего голландца», оставленного экипажем. Капитан принял смелое решение: яхту поднять на борт. В прошлом он сам был яхтсменом и прекрасно понимал ценность находки. С помощью судовой 20-тонной стрелы яхту вытащили из воды и поставили на палубу между комингсом люка грузового трюма и фальшбортом. В таком виде она и прибыла в Ленинградский морской торговый порт.
Расследование, проведенное моря-ками-«краснокамцами», показало, что экипаж яхты из четырех человек попал в ураган. От порывов ветра упала мачта, лопнули стальные тросы левого борта. Судно стало неуправляемым. На сигнал о помощи откликнулся грузовой корабль, следовавший в Европу. Людей благополучно спасли. А покинутая экипажем яхта оказалась во власти волн, ветра и течений Северной Атлантики, но упорно отказывалась тонуть. Очевидно, у морских богов тоже бывает хорошее настроение: ее спасли моряки «Краснокамска».
История судна – это история людей, которые ходили на нем. В 1987 году капитан «Краснокамска» Владимир Хурашов возглавил команду теплохода «Комсомолец Киргизии» - сухогруз той же серии, что и «Краснокамск».
После окончания заводского ремонта в Ленинграде судно в конце января 1987 года вышло с грузом на Гавану. Две недели Атлантика демонстрировала свой крутой нрав, бушуя штормами. От удара волны судно развернулось и легло на левый борт. Теплоход потерял управление. Два дня корабль мотало по волнам. Спасение было в одном: просить о помощи. Но без разрешения партийной организации Балтийского морского пароходства это делать запрещалось. Капитан Хурашов на свой страх и риск обратился к американцам за помощью. Они были намного ближе.
Три американских вертолета сняли по очереди весь экипаж. Последним палубу оставлял капитан.
Эта история обошла все мировые газеты. Летчики и даже президент Рейган фотографировались со спасенными моряками, а на капитана Хурашова было заведено уголовное дело. Только через полгода обвинения были сняты. А моряки «Краснокамска» долго вспоминали добрыми словами своего бывшего капитана: для него жизни людей всегда были важнее приказа партии.
После возвращения моряков в Ленинград на совещании в Балтийском морском пароходстве было принято решение: списать все сухогрузы этой серии. Риск – благородное дело, но не на море.
В начале 90-х годов сухогрузный теплоход «Краснокамск» был передан в Волго-Донское пароходство на утилизацию. Он дважды выработал свой ресурс, на смену пришли более современные, большие, оснащенные по последнему слову техники корабли.
Теплоход-трудяга поработал на славу. Сейчас трудно сказать, где он закончил свои дни: на кладбище забытых кораблей в затонах Дона или был пущен под резак на металлолом. В памяти же краснокамцев «Краснокамск» навсегда останется славной страницей в истории города.
Алиса Романова