
Реорганизация
не без проблем
В октябре 2011 года центр детского творчества стал частью управления системы образования. В связи с этой реорганизацией возникло немало проблем. Некоторые преподаватели попросту уволились. Причем ушли не самые худшие! Среди них - педагог студии ИЗО Нина Остакова, чьи воспитанники завоевывали призы на выставках высокого уровня, и Юлия Девяткова - организатор и бессменный руководитель школы юного исследователя. Кому-то предложили переехать из привычного помещения, а предложить взамен нового равноценного не смогли. Кому-то, очевидно, не очень ясна суть нововведений. Конечно, болтаться на улице ученики этих педагогов не будут, хотя из-за перемен, возможно, часть их отсеялась. В студию к Нине Остаковой ходили 90 ребят, а сейчас под ее руководством в молодежном центре «Ровесник» учатся только 42. Юлия Девяткова стала заниматься исследованиями в области биологии (не школьными, а научными исследованиями) в городском краеведческом музее. Своих учеников она также «увела» за собой. Сегодня в творческих объединениях ЦДТ работают 22 преподавателя и занимаются меньше половины былых воспитанников.
Глубже
и индивидуальней
Но, по мнению оставшихся педагогов, у реорганизации есть и свои плюсы. Один из них – возможность работать с каждым ребенком индивидуально. Преподаватель музыки Лариса Миронова ведет группу детей с 6 до 14 лет, а также обучает игре на фортепиано пятерых ребят, которые приходят два раза в неделю и занимаются по часу. «Прежде от нас требовали массовой работы, - рассказывает педагог, - и мы стремились, чтобы в студию ходило как можно больше детей. Теперь я занимаюсь с каждым ребенком глубже и внимательнее, а это - самое важное в преподавании музыки».
Другое достоинство новых правил, по мнению педагогов, - четкая, деловая система работы. Это позволяет осваивать новые виды деятельности. «Впервые в центре детского творчества состоялась интеллектуальная игра для детей из детских садов. Кроме того, дети начнут участвовать в научно-практических конференциях с младших классов. А в девятом классе – приступят к научно-исследовательской работе. В ходе подготовки к олимпиадам проводится интеллектуальная игра для учащихся 5-6 классов. Центр детского творчества полностью перешел на образовательные услуги. Недаром главным нововведением стало создание ассоциации творческих и одаренных детей – АТОМа. А массовыми досуговыми мероприятиями, акциями для трудных подростков теперь занимаются клубы по месту жительства и молодежный центр «Ровесник».
АТОМ,
и с чем его едят?
АТОМ создан в рамках федеральной программы «Одаренные дети», которая действовала в регионах с 2007 по 2010 год. Обновленная программа «Одаренные дети» на 2011-2015 годы включает механизмы поиска и систематической работы с одаренными детьми в разных регионах России. Также программа предполагает организацию олимпиад, интеллектуальных, творческих и спортивных соревнований школьников, которые должны стать доступными талантливым детям с ограниченными возможностями, сиротам, а также детям из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с этим начинанием создана база одаренных детей с 7 по 10 классы (296 человек). В сентябре 2011 года появился «АТОМный Краснокамск» - филиал ассоциации АТОМ Пермского края.
Татьяна Кубасова,
заместитель директора по науке,
так говорит о деятельности АТОМа:
- Краснокамский район - первая территория края, которая реализовала этот проект. Работа АТОМа строится на работе объединений, изучающих английский язык, химию, информатику, математику, физику, биологию. Девять педагогов из разных школ района сотрудничают с центром, готовят ребят к олимпиадам. Другая цель АТОМа – создание и реализация творческих и исследовательских проектов. В летние месяцы здесь действует лагерь «Современный интеллект» для 7-10 классов. Впервые была проведена научно-практическая конференция среди 5-7 классов. С 4 класса дети могут посещать секции юного биолога и юного географа. Налажена и взаимосвязь с вузами. Преподаватели высшей школы экономики проводили супертренинги по английскому языку, учили ребят правильно делать презентации своих работ, вели дебаты в дискуссионном клубе «Современная Россия». По выходным юные физики и химики посещают занятия на кафедрах Пермского государственного университета. Но продолжают действовать и кружки.
Тренинги
круче занятий?
Кроме конференций, дискуссий и исследований, в АТОМе проводятся психологические тренинги, которые ведет педагог Ирина Гоничева. Сегодня их посещают 16 человек - они составляют «ядро» АТОМа. Главная цель подобных «упражнений» - выработка уверенного поведения, и , как следствие, - достойное выступление на конференциях. Это очень важно именно для талантливых детей, среди которых, как утверждают психологи, высок уровень интровертов.
Тренинги детям нравятся чуть ли не больше, чем научная работа. А вот о дополнительных занятиях АТОМщики высказываются неоднозначно:
Екатерина Вшивкова,
девятиклассница, школа № 1:
- Особенно мне нравятся психологические тренинги. Из предметов я хожу на биологию – один раз в неделю. Занятия проходят нестандартно и интересно - в форме игры, но ребят приходит всего четверо, хотя сначала было восемь человек.
Алексей Чиновников,
одиннадцатиклассник, школа № 8:
- Тренинги я посещаю – там весело. Ходил и на дополнительные занятия по физике, но из-за большого количества народу – 15-20 человек - перестал это делать. К тому же на эти занятия ходят в основном те, кто решил сдавать физику в качестве экзамена. Уровень этих занятий, на мой взгляд, такой же, как в школе.
Есть к чему
стремиться!
А у родителей тем временем возникает вопрос: каковы, к примеру, параметры отбора одаренных и талантливых детей? О создании АТОМа ребятам рассказали в школе и пригласили прийти всех желающих. Итог - в АТОМ пришли отличники и активисты, большинство из которых видит в занятиях лишь помощь в подготовке к ЕГЭ. Это и есть «выявление одаренных»? Хорошие учителя тоже не всегда могут найти время для дополнительных занятий в АТОМе, откровенно заявляя, что им некогда. С той же Юлией Александровной Девятковой таких проблем не возникало: человек отдавал науке и детям все силы.
А пока создается впечатление, что АТОМ всего лишь готовит ребят к олимпиадам, чем и без того с успехом занимались в обычных школах те же самые педагоги школ. А сами ребята? Кому-то «углубленные знания» не кажутся такими уж глубокими, а кому-то, может быть, тоже одаренному, не интересны поведение инфузорий и расщепление атомного ядра. Ведь новоиспеченный АТОМ в соответствии со свежими установками минобразования края изучает исключительно естественные науки.
В целом, рациональные моменты в деятельности АТОМа, конечно же, есть. Но, быть может, следует внимательнее проанализировать реальный эффект начинания и усовершенствовать структуру работы, исходя из того, что на самом деле нужно детям? Хотелось бы, чтобы обновленный центр детского творчества приносил пользу и стал по-настоящему полнокровной организацией, а не просто сброшенной из министерства формой, не наполненной никаким реальным содержанием.
Екатерина Москвина,
фото Владимира СЫПАЧЕВА
На снимках: одно из занятий интеллектуальной игры «Карусель» по предмету «География»; живой уголок по-прежнему не лишен детского внимания.