
Мы пригласили в редакцию председателя Земского собрания Краснокамского муниципального района Игоря Юрьевича Малых и попросили прокомментировать «новые правила игры» на неровном поле
российского законодательства.
- Анализируя более чем пятилетний опыт работы системы местного самоуправления на территории нашего района, мы, депутаты Земского собрания, пришли к однозначному выводу, что есть необходимость в ее совершенствовании. Понимание этого, судя по всему, было и в верхних эшелонах власти, поэтому и появились поправки в 131-й закон.
Дополнения коснулись второй части статьи 34 «Органы местного самоуправления», которая была дополнена абзацем следующего содержания: «Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется». Другими словами, если органы местного самоуправления Краснокамского городского поселения совместно с органами местного самоуправления Краснокамского муниципального района внесут изменения в свои Уставы, предусмотрев возможность осуществления полномочий администрации поселения администрацией района, в таком случае администрация поселения не образуется. То есть, в составе органов местного самоуправления Краснокамского городского поселения должна остаться только городская дума без администрации.
Чем руководствовались депутаты Земского собрания, выступив с инициативой объединить администрации? Во-первых, это существенно облегчит жизнь наших граждан, которые до сих пор до конца не могут разобраться, в какую администрацию им необходимо обращаться по тому или иному вопросу. Во-вторых, это возникающие на протяжении длительного времени определенные противоречия между главами городской и районной администраций. Эти противоречия заложены в самом 131-м законе, и на сегодняшний день носят системный характер. В некоторых случаях практически невозможно решить вопросы, связанные с целенаправленным развитием города, потому что каждый, скажем так, руководствуется своими соображениями. Например, глава городского поселения считает, что какой-то вопрос находится в его компетенции, и занимается им. А глава района, несмотря на то, что город является административным центром района, фактически не в состоянии повлиять на развитие города, потому что эти вопросы замыкаются на главе администрации городского поселения. Время показывает, что двоевластие – не самый лучший способ решения множества проблем.
В-третьих, в условиях дефицита местных бюджетов огромное значение имеет экономический фактор, в частности, только на содержание чиновничьего аппарата городской администрации уходит более 30 млн рублей в год. Я не понимаю, зачем дублировать такие, например, направления, как спорт, культура и молодежная политика. Управления по спорту и культуре есть в как в районной, так и в городской администрациях. Всеми этими вопросами вполне успешно и безо всякого увеличения штатов может заниматься администрация района. Единственные значимые полномочия городской администрации – это сфера жилищно-коммунального хозяйства, включающая в себя благоустройство, текущие и капитальные ремонты зданий, вывоз мусора и т.д. Но и здесь особых проблем нет: увеличь штат районного управления жизнеобеспечения на две-три ставки – и вопрос решен. Таким образом, упразднив городскую администрацию, город получает более 30 млн рублей собственных средств, которые можно направить в ту же сферу ЖКХ, на ремонт дорог, строительство жилья на условиях софинансирования с региональным и федеральным бюджетами и еще на многое другое, в чем сегодня остро нуждается город и его жители.
Необходимо добавить, что очевидную выгоду объединения администраций понимают и в других муниципальных образованиях Пермского края. Вместе с нами по этому же пути идут такие районы, как Лысьвенский, Верещагинский, Добрянский, Чернушенский и другие.
Процесс объединения – дело сложное, требующее постепенных, продуманных шагов, решения множества правовых вопросов, и довольно растянутый по времени. Дело в том, что даже если в относительно ближайшей перспективе будет принято решение об объединении и будут внесены соответствующие изменения в Уставы, то они вступят в силу только после истечения срока полномочий представительного органа (городской думы), то есть в 2013 году. Но с моей точки зрения, как и с точки зрения депутатов Земского собрания, этот процесс нужно запускать уже сейчас, хотя бы в части постепенной передачи полномочий в таких сферах, как культура, спорт, молодежная политика. Для этого в Земском собрании Краснокамского района и в городской думе созданы рабочие группы, где на раздельных и совместных заседаниях обсуждаются плюсы и минусы данного объединения. В общем, можно сказать, первый шаг сделан, осталось пройти самую трудную и пока еще далеко не определенную часть пути.
Исходя из комментария председателя Земского собрания Краснокамского района Игоря Юрьевича Малых, можно сделать однозначный вывод, что депутаты Земского собрания собрались по полной программе использовать возможность, которую предоставил федеральный законодатель в плане объединения администрации муниципального района и администрации городского поселения. Дело, в принципе, нужное, потому что в конечном итоге цель, которая здесь преследуется, – это сделать местную власть, в данном случае на территории Краснокамска, понятнее, доступнее и удобнее для граждан. Людей, обладающих таким важным качеством, как здравый смысл, не нужно особо убеждать в том, что понятность и доступность власти – это одно из условий успешности территории, на которой они проживают, тем более, что будут сэкономлены и направлены на нужды города десятки миллионов рублей.
Но мы с вами, уважаемые читатели, живем в России времен реформации, а это подразумевает, что не все в этом вопросе так однозначно, как кажется. Кроме Земского собрания, есть еще и депутаты поселений, и главы администраций этих поселений. И у них, вполне возможно, по всем этим проблемам есть свои, кардинально отличающиеся мнения. С нашей стороны было бы неправильным не выслушать этих людей и не опубликовать их точку зрения. И мы это обязательно сделаем, предоставив вам, уважаемые граждане, право делать выводы самим. Демократия все-таки, плюрализм…
Владимир Горбунов, газета "Краснокамская звезда"