
Оглянемся назад
Еще недавно «Мы с комбината!» звучало в Краснокамске как гарантия стабильности и перспектив. Самый большой трудовой коллектив? На комбинате! Самые передовые технологии? На комбинате! Развитая социальная сфера? На комбинате! Но последние годы показали, что сохранить комбинат в прежнем виде в период кризиса и перестройки экономики не удалось. Уволены тысячи людей, объекты социальной сферы проданы или переданы муниципалитету, а о развитии производства рабочие, получающие мизерную зарплату, и вовсе только мечтали.
Новое руководство комбината сделало многое, чтобы сохранить предприятие. Меры принимались жесткие. Хирургические. Зато сейчас «больной» близок к выздоровлению и в ближайшие месяцы начнет выпускать новую продукцию - легкомелованную бумагу. Первоначально «Инвестлеспром» анонсировал открытие ЦБК «Кама» на март этого года. На дворе апрель. Полным ходом идут пуско-наладочные работы, и первый выход бумаги планируется только в начале лета. Мощности реализуемого проекта на сегодняшний день оцениваются в 85 000 тонн в год. Учитывая, что в прошедшем году в Россию было ввезено более ста тысяч тонн легкомелованной бумаги, можно сказать одно - борьба за свою долю рынка у ЦБК «Кама» будет жесткой.
Давайте разберемся
Долгое время практически все организации, хоть как-то связанные с издательско-полиграфическим рынком, трубили о необходимости отмены таможенных пошлин на ввоз мелованных бумаг. Бумага стоила дорого и была жизненно необходима. Межрегиональная ассоциация полиграфистов, Содружество бумажных оптовиков многократно адресовали запросы в Минэкономразвития, Межведомственную комиссию по таможенно-тарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле, Минпромэнерго и т.п. Ситуация не менялась… Во время кризиса 2009 года, по данным Росстата, сократилось производство средств массовой информации именно из-за дороговизны бумаги: производство журналов - на 29,3 процента, газет - на 20,1 процента. Зато вырос экспорт печатной продукции - на 20 процентов. Анализ показывал, что производство своей недорогой легкомелованной бумаги будет востребовано на внутреннем рынке, как никогда. Модернизация КЦБК предвещала самые радужные перспективы.
В 2010 году Комиссия таможенного союза приняла долгожданное решение о снижении таможенных пошлин. Импортная бумага снова «хлынула» в Россию. Тем временем в Краснокамске на КЦБК идет не просто модернизация предприятия, во многом – его изначальное строительство. Ввоз импортной бумаги аналогичного качества будет серьезным конкурентом нового предприятия. Не вылетит ли ЦБК «Кама» в очередной раз в трубу, если отечественные полиграфисты отдадут предпочтение импортному глянцу?
Уже сейчас анализ рынка показывает, что многие издатели склоняются к подобному варианту: импортная бумага дешевле - особенно китайская.
Не прогорим ли?
На предновогоднем собрании некоммерческого партнерства «Лесопромышленники Прикамья», где присутствовал корреспондент «Краснокамской звезды», прозвучало, что новая продукция ЦБК «Кама» изначально была ориентирована на импортозамещение. А это значит, что российскому производителю придется побороться с европейскими поставщиками по трем основным пунктам: качество, цена, сроки.
- Ожидаемое качество бумаги, которая будет производиться с использованием принципиально новых технологических решений (из лиственной и главным образом березовой древесины), должно позволить ЦБК конкурировать с импортной продукцией, - говорит Алексей Вдовин, директор по маркетингу и продажам ЗАО «Инвестлеспром». - С учетом темпа роста рынка мелованных бумаг в России, прогнозируемого высокого качества, затрат на производство и других факторов мы ожидаем, что сможем продавать в России 60-65 тысяч тонн бумаги в год. Мы планируем занять 50 процентов рынка потребления легкомелованных бумаг России и жестко конкурировать с крупными европейскими производителями. Борьба будет непростой. В прошлом году цены на импортную бумагу аналогичного качества упали до минимума – были самыми низкими за последние десять лет!
Чтобы выстоять в жесткой конкуренции, предприятию предстоит показать высокое качество бумаги – китайские производители сбивают цену при низком качестве продукции, и выигрывать за счет сроков поставки бумаги издателям. Первая бумага еще не вышла из бумагоделательной машины, но уже сейчас ставится вопрос о ее реализации и способах выживания трудового коллектива. Предприятию, бывшему лидеру бумажной промышленности, предстоит выживать в новых условиях конкуренции мирового рынка.
Анастасия БЫКОВА, газета "Краснокамская звезда"