Не каждый год редакция газеты «Камские зори» принимает такие звонки. Во второй понедельник ноября взволнованный женский голос в телефонной трубке сообщил, что жители Пальников собираются в ближайшую пятницу вечером перекрывать дорогу. Причина - слишком тяжёлые условия жизни, а проблемы не решаются.
Спустя два дня в «Камские зори» поступила копия письма, адресованного депутатам Земского собрания Добрянского района, губернатору Пермского края Олегу Чиркунову и депутату Законодательного собрания Пермского края Виктору Плюснину. От абзаца к абзацу рисовалась беспросветная картина.
«Добрянский район начинается у Чусовского моста. Жители Пальников, 5 километра, Гари, Залесной и других селений недавно узнали, что существует возможность подачи электроэнергии в дома, но пока ещё не разобрались, что такое газификация деревень. Они наивно полагают, что это проведение газа к населённым пунктам, домам и квартирам жителей (об этом ведётся речь в течение 5 лет). Что на самом деле понимается под газификацией?
Напряжение электроэнергии в Пальниках достигает 130-150 Вольт (должно быть 220 Вольт). Электроэнергия бывает со средней периодичностью сутки через сутки, а то и реже. В зимнее время года можно обойтись без телевизора и холодильника и коротать вечера при свечах, но летом продукты питания портятся.
У жителей данных населённых пунктов существует необходимость выбираться к своим рабочим и учебным местам (в Перми, Полазне, Добрянке). ОАО «РЖД» отменило большую часть электропоездов, у оставшихся рейсов отменены некоторые остановки (5 км,
13 км, Бобки). Жителям (в том числе пожилым людям, больным, родителям с грудными детьми) приходится пешком добираться к трассе Пермь-Березники в любое время года, в любую погоду, чтобы сесть на автобус. Были попытки организации удобных автобусных маршрутов (например, № 149 Пальники-Пермь), но провалились.
Наши жители, имеющие образование более трёх классов, рекомендуют для составления расписания изучить потребности людей в данном маршруте и расписание электропоездов.
Автобус не должен по расписанию отправляться одновременно с электропоездом. Частота рейсов должна соответствовать основным потребностям населения (утро, обед, вечер), что сократит затраты перевозчиков на бесполезные, пустые рейсы. Может быть, ввести транзитные рейсы из других населённых пунктов с заездом в Залесную, Пальники.
В нашем поселении проживают люди разного возраста. Давно назрела необходимость открыть детский сад и школу, так как только на станции Пальники и в деревне Залесной детей до 18 лет уже больше двухсот.
В связи с закрытием школы и детского сада, организована перевозка детей в Полазну на школьном автобусе. При плохой погоде он не может свернуть с трассы Пермь-Березники, дети вынуждены выходить на трассу и ожидать автобус, играя и развлекаясь на проезжей части, так как в районе Залесной нет ни остановочного комплекса, ни элементарного навеса. Отсутствует и пешеходный переход. Чтобы избежать повторных несчастных случаев, многие родители возят детей в пермские школы и детские сады.
Просим депутатов, которые решают грандиозные задачи по улучшению благосостояния населения нашего района (для чего вы якобы баллотировались), открыть карту района и вспомнить, что есть такие населённые пункты, и существуют они не только для сбора предвыборных голосов. В этих населённых пунктах проживают люди, пока ещё живые, со своими проблемами».
Это письмо подписали сотни человек.
Обстановка накалялась в этих селениях не один год. Видимо, негодование уже готово было выплеснуться из домов на улицу, на автотрассу.
Контрастность усиливается
Станция Пальники, некогда перевалочный пункт для всего Добрянского района, ныне стала селением контрастов. Краевому центру тесно в существующих границах, и он мало-помалу осваивает площади на территории Добрянского района. Так в Пальниках, например, появился таможенный комплекс. Похоже, только на его территории и нет проблем. Железная дорога, которая раньше давала не только работу местным жителям, но обеспечивала их всем необходимым, сегодня даёт работу и определённый «соцпакет» железнодорожникам. И всё. Пермяки притесняют местное население в прибрежной зоне.
В обозначенное время разгневанные толпы собрались не на трассе, а в центре Пальников. Сюда подъехало руководство района, чтобы провести… запланированный сход.
Не в каждом селении «побеседовать с начальством» собираются целыми толпами. Крохотный зал железнодорожной станции не мог вместить всех страждущих. Сидячих мест не хватило даже для пожилых людей. Перед разгневанным народом районная власть стояла на ногах.
Глава района Константин Лызов попытался ввести собрание в русло «вопрос-ответ». А если, мол, выражать эмоции, то нужно для этого выйти на улицу. Да как же будешь задавать вопросы спокойно, если всё бурлит и клокочет? И так хочется, чтобы твою боль услышали.
То и дело раздавались фразы:
- Дайте нам сказать!
- А мы хотим высказаться!
Понятно, что район Константин Васильевич возглавил чуть более полугода назад. За предшественников отвечать не может. Но и перемен ко времени схода местные жители своими глазами не видели.
Меньше света, больше детей
Накануне схода, однако, в Пальники прибыла электровышка. Разве это допустимо в XXI веке, чтобы лампочка то потухла, то погасла, а то и сутками не горела? Неоднократно пальниковцам обещали то ли подстанцию привести в порядок, то ли новую смонтировать. Но ничего не сдвигалось с места.
Станет ли появление электровышек предвестником «просветления»? Пальниковцам ничего другого не остаётся, кроме как верить и ждать. По вопросам электроснабжения они услышали не только уверения, что всё будет исправлено, но и претензии от властей. По замерам получается, что часть электроэнергии разворовывается.
Значит «электронапряжение» надо приводить в порядок комплексными мерами.
Медицина скоро будет
Крайне болезненно для Пальников медицинское обслуживание:
- Уколы уже давно сами себе ставим, - слышалось из толпы на сходе. Медпункт тоже остался в железнодорожном прошлом станции. Константин Лызов успокоил жителей:
- Вы же видите, здание начали строить.
- Да-да, видели, - закивали некоторые участники собрания.
Конструкция модульная, корпус будет возведён быстро. Фельдшерско-акушерский пункт в селении, как обещано, должен появиться не позднее первого квартала будущего года.
Автобусные объезды
Острота транспортных проблем связана воедино, как ни странно, с труднодоступностью образования и работы. В Залесной несколько лет назад школу прикрыли, убедив местный сход принять такое странное решение. Зданию требовался ремонт, само оно построено во второй половине ХХ века. Казалось, так проще, тем более количество учеников сокращалось. Да, простота иногда хуже воровства. Волна рождаемости резко пошла вверх. Районные власти бэби-бума не ожидали.
Школьный автобус везёт юных пальниковцев в Полазну. Но исторически сложилось и другое «образовательное» направление - в Пермь. Ведь в Лёвшино десятки лет действовали «железнодорожные» детсад и школа. Так как электрички ходят теперь редко и по неудобному расписанию, пальниковцы отправляют детей в Пермь на автобусах. Такое путешествие для них трудно и небезопасно. Ведь в Пальники автобусы не заходят. Константин Лызов на это пояснил, что отвечает за ребят, которые учатся в Полазне, в нашем районе. Теперь введено подушевое финансирование, и если школьники из Добрянского района учатся в Перми, то и средства из бюджета выделяются пермским школам. Но ведь идут к автобусу пальниковские ребята по дорогам добрянского района, а движение на трассе у Чусовского моста интенсивное, агрессивное по отношению к пешеходам.
«Камские зори» не раз поднимали вопрос об опасности для пешеходов в районе деревни Залесная. Там неоднократно гибли люди. В конце концов районные власти залеснинцев услышали. Напротив деревни был оборудован пешеходный переход. Теперь и его не видно. Опасность, действительно, реальна на всём участке трассы, прилегающем к Чусовскому мосту.
Пальниковцы и рады бы определять детей в ближние садик и школу, да только эти образовательные учреждения находятся совсем не близко. Решения об их строительстве приняты. Правда, сразу возникает клубок вопросов. В Пальниках нет свободных площадок (земля продана). В Залесной планируется, например, возвести садик на 60 мест, хотя только в Пальниках насчитывается 70 дошкольников. Но родители известие о появлении детсада в соседней деревне встречают насторожено:
- Кто туда детей водить будет?
Деревня близко да ходить через поле неудобно.
Так существует ли единственно верное решение в этой ситуации?
Стратегические объекты
Газификация на территории Краснослудского поселения приняла половинчатый характер. Вроде и прокладывают сети, а в домах голубого топлива, как не было, так и нет.
Константин Лызов объяснил, какие работы сейчас ведутся, как финансируются. Проект, слава богу, не заморожен.
На сходе пальниковцы высказывали возмущение распродажей земли. Особенно они опасаются, что перекрывается проход к «стратегическому объекту» - единственному естественному питьевому источнику - роднику. Местных жителей заборы дорогих особняков отгородили от родных берегов.
В то время, как богатые горожане возводят роскошные «дачи», многие пальниковцы ютятся в ветхих домишках. Глава района объяснял, что нужно сделать, чтобы началось переселение из ветхого жилья.
Сход шёл и шёл, жители задавали один острый вопрос за другим.
Всех проблем враз не решить. Важно, чтобы перемены к лучшему не откладывались в долгий ящик. Тогда у местного населения и нужды не будет перекрывать трассу.